Выставку представят такие известные российские музеи, как Пермская государственная художественная галерея, Таганрогский художественный музей, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Кировский областной художественный музей им. А.М. и В.М. Васнецовых, Ульяновский областной художественный музей, Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Самарский областной художественный музей, Тульский музей изобразительных искусств, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Тверская областная картинная галерея.
На выставке многие живописные и графические работы из собрания провинциальных российских музеев будут экспонироваться впервые. В залах галереи также разместятся воспоминания, письма и другие материалы, связанные с жизнью художника и рассказывающие о творческих исканиях конца ХIХ-начала ХХ веков.
Современник Константина Коровина, Михаила Врубеля, Ильи Левитана, - Валентин Серов был одной из самых авторитетных фигур в художественной среде своего времени. Член Академии художеств, педагог Училища живописи, ваяния и зодчества (в числе его учеников - К. Юон, П. Кузнецов, К. Петров-Водкин), член попечительского совета Третьяковской галереи, участник множества выставок, он постоянно находился в самом центре художественной жизни, ее течений. Историк искусства и художник Александр Бенуа писал, что Серов "отразил в своем творчестве всю русскую действительность и ее историю".
В юношеские годы Валентин Серов учился у Ильм Репина, в Париже и Москве, затем в Академии художеств у П. Чистякова. В середине 1880-х годов Серов отправляется в путешествие по Европе. В конце 1880-х годов В. Серов становится участником Абрамцевского кружка.
Вскоре картина двадцатитрехлетнего Валентина Серова "Девочка с персиками" (1887) получает премию Московского общества любителей художеств, другие его работы приобретают меценаты и ценители искусства.
С начала 1890-х годов постоянными моделями художника становятся актеры, писатели, художники. В. Серов постоянно выставляет свои картины на передвижных выставках. К этому периоду относится создание таких работ, как "Портрет Великой княгини Ксении Александровны" (1893), "Леля Дервиз" (1892), "Натурщик на тигровой шкуре" (1893), "Портрет П.П. Кончаловского" (1891). Свидетельством постоянного творческого поиска Серова являются его многочисленные рисунки, офорты, литографии, акварели.
В конце 1890-х годов возникает новое художественное объединение, необычайно близкое по устремлениям "чистого искусства" творчеству Серова - "Мир искусства" (1898-1904). Серов стоял у его истоков и был одним из инициаторов его создания. Серов также много работал для театра.
Серов также пытался создать монументально-декоративное панно мифологического содержания "Похищение Европы" (1910). Скульптурный вариант знаменитого панно будет представлен на выставке в галерее "Дом Нащокина". Выставка продлится до конца января.