Хореограф Жером Бель в России известен любителям современного танца - его работы привозили на фестиваль, организованный объединением ЦЕХ. Но спектакль, который показали на Авиньоне, трудно отнести к какому-либо определенному типу театра - драматическому или пластическому.
Сам Жером Бель всегда был склонен к эксперименту, его театр всегда был требователен к зрителю, минималистичен и принципиально не зрелищен. В середине 2000-х он поставил ряд документальных спектаклей, с участием известных танцовщиков. В центре внимания этих спектаклей всегда была индивидуальность, личность исполнителя, с его взглядами, с его субъективизмом, с его чертами характера и судьбой.
По словам самого режиссера, его работа в театре из Цюриха HORA Theatre явилась своеобразным продолжением этого документального цикла. Как и в работах с танцовщиками, здесь для режиссера были важны индивидуальности актеров, их естественное, непосредственное существование на сцене, очищенное от привычных штампов.
HORA - театр, созданный в 1993 году, труппа которого состоит из профессиональных актеров с различными ментальными заболеваниями, в частности, с синдромом Дауна. За почти двадцатилетнее существование театр, в котором сегодня работают 11 актеров от 18 до 51 года, выпустил более 40 спектаклей и объездил многие города мира с гастролями.
Предложение Жерому Белю поработать с актерами этого необычного театра сделал немецкий драматург Марсель Бужьель, после чего француз посмотрел спектакли и провел с артистами достаточное количество времени, наблюдая за ними и разговаривая. По словам самого Беля (его интервью напечатано в программке спектакля), он нашел в этих артистах кое-что очень близкое его театральной конвенции, его поискам и ориентирам. Всю жизнь занимаясь деконструкцией традиционного театра, разрушением его табу, он вдруг обнаружил людей, которые в этом движении ушли гораздо дальше него. Их особенное существование на сцене стало для него тем, что заставило его начать эту работу. Эта режиссерская установка делает Disabled Theatre полноценным художественным высказыванием, а не только социальным проектом, как часто бывает в подобных случаях.
На сцене стоит ряд стульев, за пультом сидит помощница режиссера, она ведет спектакль, перечисляя те задания, которые Жером Бель адресовал актерам. Первое испытание - выйти на сцене и простоять минуту - молча, не двигаясь, просто предъявляя себя публике. Потом актерам надо было представиться, назвать свой возраст и профессию. Основным заданием, занимающим большую часть спектакля, стали сольные танцевальные номера - каждый из актеров должен был выбрать музыку по вкусу и придумать собственный танец. Из одиннадцати номеров Жером Бель выбрал для спектакля семь. Танцы этих актеров - особенное зрелище, с трудом поддающееся описанию. Для Жерома Беля это был еще и профессиональный интерес - по его словам, тело человека с синдромом Дауна существует по своим, каким-то особенным законам. Но даже не разбираясь в пластике и хореографии, нельзя было не отметить особенную музыкальность этих людей, особенную, очень витальную энергию и не скованную ничем фантазию, проявленную в этом задании.
Жером Бель заставил актеров назвать свой диагноз - кто-то сказал "я не знаю", кто-то подробно рассказал о том, чего он не может, одна девушка сказала: "У меня синдром Дауна и мне очень жаль". В финале актеры говорили о том, как им самим работалось в этом спектакле - и чувствуется, что эта обратная связь была важна режиссеру и существенно деформировала финальный вид представления. Кто-то ограничился банальным "мне понравилось", а один парень рассказал, что сестра его плакала в машине, а потом сказала "вы как животные в цирке". Но сестра другой девушки сказала, что это было "очень круто". Кто-то из актеров обиделся на режиссера, что его танец не попал в представление. И тогда Жером Бель решил дать возможность показать себя всем. Еще четыре танца завершают спектакль.
"The Disabled Theatre рождает противоречивые чувства: в каждом из нас заложен какой-то изначальный страх перед человеком с отклонением от нормы. Появление такого человека на сцене может показаться чем-то стыдным, неловким и даже циничным. Жером Бель ловит нас на этих реакциях, заставляя еще раз подумать о смутной границе между нормальностью и ненормальностью. На сайте театра HORA есть раздел "Философия", где сформулирована концепция, которой придерживаются те, кто работает здесь. Основная идея высказана цитатой из "Волшебной флейты": "Нормальность и ненормальность - это не индивидуальные характеристики, а лишь выражение мнения тех, кто решает, что такое нормально".
Авиньонский фестиваль, который в этом году проходит в 66-й раз, стартовал 7 июля и продлится три недели. Каждый год этот театральный форум собирает лучшие спектакли, созданные в разных уголках Европы. Арт-директором, сформировавшим программу нынешнего фестиваля, стал режиссер Саймон Макберни - основатель знаменитого театра "Комплисите".
В основной программе этого года - целый ряд тех, кого смело можно включить в десятку лучших театральных режиссеров мира. Среди них: Ромео Кастеллуччи, Томас Остермайер, Кристоф Марталер, Жозеф Надж, Кэтти Митчелл, Корнель Мундруцо, Стефан Брауншвейг.
Помимо основной программы, традиционно Авиньонский фестиваль - это и множество дополнительных смотров. В этом году Авиньон представит программу "Двадцать пятый час", позволяющую увидеть персональные проекты актеров, занятых в спектаклях основной программы, а также целый ряд выставок и концертов.