На этот раз исследователи опирались на записи, сделанные в октябре 1503 года на полях старинной книги, принадлежавшей флорентийскому чиновнику Агостино Веспуччи, знакомому Леонардо да Винчи. "Все сомнения по поводу личности Моны Лизы развеялись после находки Армина Шлехтера", - заявил экспертом по манускриптам Гейдельбергской библиотеки.
До этого исследователи располагали лишь "скудными доказательствами" из документов XVI века. "Это дало почву для множества интерпретаций и догадок", - отметили в библиотеке. Записи Веспуччи были сделаны на страницах коллекции писем римского оратора Цицерона. В своих комментариях чиновник сравнивает да Винчи с античным художником Апеллесом и говорит, что Леонардо работает над тремя картинами одновременно, одна из которых - портрет Лизы дель Джокондо.
Эксперт, ранее отнесший картину да Винчу в периоду, когда были сделаны записи Веспуччи, считает открытие ученых из Гейдельбергского университета большим достижением и подтверждением самой ранее гипотезы о личности Моны Лизы. "Больше нет причин сомневаться и считать, что это другая женщина, - заявил историк искусств Лейпцигского университета Франк Зеллнер. - Я бы даже сказал, что все книги, написанные об этом в последние несколько лет, были не нужны".
Впервые женщину на портрете Леонардо да Винчи связал с Лизой дель Джокондо итальянский художник, архитектор и писатель Джорджо Вазари в 1550 году. Однако, по словам представителей библиотеки, его заметки вызывали много сомнения, так как были сделаны спустя 50 лет после написания портрета.
Результаты исследований немецких ученых подтверждают данные, ранее полученные их итальянскими коллегами. В 2004 году исследователь Джузеппе Паланти после 25-летнего изучения архивных документов выяснил, что изображенная на портрете женщина - жена зажиточного торговца шелком Франческо дель Джокондо и мать петярых детей Лиза Герардини. Именно фамилия ее мужа послужила впоследствии вторым названием картины.
Два года назад немецкие искусствоведы с уверенностью заявили, что разгадали тайну Джоконды, занимавшей умы любителей прекрасного на протяжении столетий. По их словам, на знаменитом полотне Леонардо да Винчи запечатлена итальянская графиня Катерина Сфорца, одна из самых известных куртизанок эпохи Возрождения. По мнению историков, Мона Лиза была распутницей. Графиня Сфорца трижды выходила замуж и заводила бесчисленные любовные романы. Как сообщали тогда ученые, женщина, ставшая моделью да Винчи, была матерью одиннадцати детей.