24 сентября появилась информация, что Росохранкультура не разрешила вывозить во Францию четыре работы Авдея Тер-Оганьяна из серии "Радикальный абстракционизм"
svobodanews.ru
Многострадальная выставка "Контрапункт: современное русское искусство" открылась в Средневековом Лувре, удивляя гостей музея десятками пар обуви у подножия дворцовых стен, видеопроекциями и осязаемыми творениями российских художников, сообщает РИА "Новости".

Официальное открытие выставки состоится в четверг - в среду ее представили журналистам. Однако отдельного зала для современных временных экспозиций в Лувре не предусмотрено, и спрятать экспонаты от публики не удалось. Поэтому уже со среды все посетители подземного уровня музея могут лицезреть около 50 работ, отобранных главным хранителем и куратором выставок современного искусства в Лувре Мари-Лор Бернадак.

"После крупной выставки "Святая Русь с XI по XVIII век" Лувр пожелал показать современную Россию. Мы хотели пригласить характерных представителей нескольких поколений художников, которые могли бы ответить на наш запрос, который касался бы или истории какого-либо места, или нового прочтения истории русского искусства, в особенности авангарда", - сказала Бернадак на открытии выставки.

- Тер-Оганьян потребовал снять свои картины с выставки

Куратор не в первый раз размещает современное искусство у подножия Средневекового Лувра, но прежде подобные выставки проходили также в залах восточных древностей и среди скульптур.

"Мы выбрали Средневековый Лувр по нескольким причинам. Во-первых, было сложно вписаться в один из отделов Лувра, поскольку у нас пока нет славянского отдела. Кроме того, Средневековый Лувр с его руинами, археологией показался нам идеальной площадкой для современных художников", - заявила хранитель музея.

Сама Бернадак больше всего ценит инсталляцию "The End" Вадима Захарова, видео которой проецируется на стены дворца.

"Я люблю проекцию Вадима Захарова, поскольку это новое произведение. Произведения Кабаковых восхитительны, но они уже известны. Тогда как новое произведение Захарова - исповедь современного художника, который идет по снегу, с виртуальным огнем, горящим у подножия башни, он рассказывает о нынешнем положении художника - это обращение к артистам всего современного мира, очень сильное произведение", - сказала Бернадак агентству.

При этом она не скрывает, что в Лувр русским художникам удалось попасть благодаря Году России и Франции.

"Иначе мы бы не устроили выставку русского современного искусства", - утверждает куратор.

Напомним, за две недели до открытия выставки оказалось, что ее проведение под угрозой: 24 сентября появилась информация, что Росохранкультура не разрешила вывозить во Францию четыре работы Авдея Тер-Оганьяна из серии "Радикальный абстракционизм". Объяснение - тексты на этих работах можно воспринять как призыв к насильственному изменению конституционного строя РФ и возбуждению национальной и религиозной розни.

Галерист Марат Гельман написал в своем блоге, что в знак солидарности с Тер-Оганьяном от участия в выставке отказалась почти половина участников "Контрапункта": Юрий Альберт, Андрей Монастырский, Игорь Макаревич, Виталий Комар, Вадим Захаров, Юрий Лейдерман и Валерий Кошляков. Выставка оказалась под угрозой.

Неделю Лувр не давал ответа и, наконец, 1 октября заявил, что мероприятие состоится в указанные сроки и выставлены будут все произведения.

Мари-Лор Бернадак сообщила, что для Лувра было принципиальным привезти в Париж все отобранные ею произведения. "Мы сказали: "Мы подписали соглашение, и нам нужны картины, которые прописаны в нем". После этого вопрос обсуждался ГЦСИ, министерством и посольством с учетом нашей позиции", - сказала она агентству.

Для нее не имело значения, будут ли это работы Тер-Оганьяна или какого-либо другого художника. "Нельзя подписать соглашение и семь месяцев спустя говорить: вы не получите этих произведений. Они есть в каталоге, о них сообщала пресса, они необходимы для выставки. Если это выставка, под которой подписалось Министерство, нужно соблюдать соглашение, или контракт будет разорван", - заявила куратор.

Тер-Оганьян потребовал снять свои картины с выставки

На открытии выставки не обошлось без скандала. Из Праги на собственные средства в Париж приехал сам художник Тер-Оганьян, который не намерен, по его словам, "развлекать французскую публику".

После первого решения о невывозе его работ художник решил сыграть ва-банк и разместил в своем блоге два открытых письма, одно из которых адресовано Бернадак. Он заявил, что отказывается от "Контрапункта", если МИД РФ не продлит зарубежный паспорт живущему в Болгарии художнику и кинорежиссеру Олегу Мавроматти. На Мавроматти в 2000 году было заведено уголовное дело по той же статье, что и на Тер-Оганьяна - 282 УК РФ ("Разжигание национальной и религиозной вражды").

Письмо он послал и самой Бернадак на электронную почту, адрес которой он нашел на сайте Лувра. Но картинам удалось преодолеть и эмбарго художника, и теперь Тер-Оганьян требует снять их со стен Лувра.

"Я приехал, чтобы поговорить о Мавроматти. Я требую снять эти работы без обращения внимания к этой проблеме. Я приехал сюда не для того, чтобы развлекать французскую публику. Я сказал, что хочу иметь час для выступления, чтобы она (Бернадак) меня представила, что у нас есть проблемы. Но, увидев меня, она свернула пресс-конференцию", - заявил он журналистам.

Лувр с художником в корне не согласен и заверяет, что картины продолжат радовать зрителей.

"Я ничего не могу сделать. Ни я, ни Лувр не решают подобных проблем. Художник может свободно высказывать свое мнение, защищать свободу человека и свободу искусства, и с этим я солидарна. Но что касается того, чтобы использовать Лувр, нашу выставку и снимать его картины - в этом я не вижу особого смысла", - заявила Бернадак агентству.

По ее словам, произведения Тер-Оганьяна останутся в экспозиции до конца - до 31 января 2011 года, и художник не имеет права их снять без согласия администрации.