По ее словам, согласие на прокат фильма дали шесть городов: Пермь, Чита, Тольятти, Якутск, Саратов, Новосибирск. В Петербурге на сегодня нет ни одного кинотеатра. В Москве киносеть "Каро" покажет "Ходорковского" в мультиплексе "Октябрь", в маленьком зальчике, там же, где были показаны "Жила одна баба" Андрея Смирнова или "Россия 88".
Кроме того, как рассказала Паперная, интерес выразил Сергей Рыбиков, директор по репертуару Москино (кинотеатры "Художественный", "Факел", "Звезда" и др.)
Из телеканалов свою заинтересованность буквально сразу же проявил "Дождь".
Паперная отмечает, что во всех случаях, когда им отказывали в прокате, не было официальных или даже неофициальных запретов или других внешних препятствий - люди на местах сами решали отказать.
"Реакции у всех людей разные. Первая - резко негативная: "Ты с этим релизом к нам даже близко не подходи!" Боятся, как проказы. Вторая: да, нам интересно, мы бы взяли, но наше финансирование зависит от городского бюджета, а мы боимся, что после этого фильма нам откажут в поддержке. Причем никаких реальных причин для опасений нет: просто они думают, что им откажут. У ряда кинотеатров фильм вызвал большой интерес: они понимают, что это будет бомба. Да, мы хотим, но нам нужно обсудить это с учредителями. И решение по фильму принимается не на горизонтальном уровне (репертуарного директора, как обычно в таких случаях), а на вертикальном. Наконец, ряд независимых площадок, которые сразу сказали, что возьмут. Правда, некоторые потом отказались. Зато вдруг появились какие-то кинотеатры, сами на нас выходят и просят фильм", - рассказала арт-директор Kinoclub.
Напомним, "Ходорковский" уже был представлен в этом году на Берлинском кинофестивале, причем показ сопровождался скандалом - практически накануне копия ленты вместе с аппаратурой пропала из офиса режиссера. Показ состоялся благодаря резервной копии, хранившейся в оргкомитете Берлинале.
Фильм состоит из множества интервью: экс-главы МИДа ФРГ Йошки Фишера, предпринимателя Леонида Невзлина, адвокатов Ходорковского - Антона Дреля, бывшего адвоката Дмитрия Гололобова, шеф-редактора издательского дома "Коммерсант" Андрея Васильева, бывших сотрудников организованной ЮКОСом общественной организации "Открытая Россия" Ирины Ясиной и Александра Осовцова, первой жены Ходорковского Елены, его матери и старшего сына, а также многих других, включая его бывшего сокамерника.
В интервью они рассказывают о Ходорковском, своем опыте общения с ним и о своем видении истории его жизни. Отрывки из интервью следуют в определенном режиссером порядке, по большей части хронологически описывая судьбу главного героя с момента начала занятия бизнесом и историю основанной им компании "ЮКОС".
Фильм начинается с панорамы сибирской равнины и съемок подростков, которых спрашивают, знают ли они, кто такой Ходорковский. Мальчик отвечает, что знает - это тот человек, который "украл много денег у России", девочка говорит, что ничего о нем не слышала. Завершается фильм похожей панорамой.
Закадровый голос зачитывает в картине письма Ходорковского, кроме того, съемочной группе удалось снять с ним интервью в суде - через стекло он отвечает на несколько вопросов. Мать Ходорковского показывает его юношеские фотографии, в распоряжении режиссера оказалось и семейное видео, отрывки из которого также включены в картину.
Параллельно в закадровом тексте раскрываются детали работы над фильмом. В частности, режиссер рассказывает о своих неоднократных безрезультатных попытках проинтервьюировать высокопоставленных российских политиков - в фильме действительно нет ни одного такого интервью. "Никто не хотел говорить о Ходорковском. Кто-то боялся потерять деловые контакты, кто-то спрашивал, кто мне заплатил", - сообщил Туши.
Отношение Запада к делу Ходорковского в фильме Кирилла Туши резюмируют сцены с немецкими политиками Герхардом Шредером, ставшим функционером "Газпрома", и экс-главой МИДа Германии Йошкой Фишером. С обезоруживающим цинизмом последний наставляет режиссера: "Абсурдно думать, что мы будем защищать права человека любой ценой".