В последние минуты жизни Тихон Хренников попросил похоронить его на родине в Ельце Липецкой области. Об этом рассказали две жительницы Ельца, которые ухаживали за композитором и были с ним до последней минуты его жизни, сообщил глава горадминистрации Ельца Виктор Соковых, передает ИТАР-ТАСС.
По его словам, эту просьбу покойного также подтвердили в телефонном разговоре дети и внуки Хренникова. Мэр города отметил, что "Хренников, скорее всего, будет похоронен в саду, который примыкает к его дому-музею в Ельце".
По словам Соковых, "кончина Тихона Николаевича особой болью отозвалась в сердцах его земляков - жителей Ельца". Это был не только выдающийся композитор, но большой гражданин и своей страны, и своей малой родины. В Ельце, по словам Соковых, Хренников "черпал свои силы, сюда приезжал, когда ему было особенно трудно".
Благодаря усилиям Тихона Хренникова в городе появилось училище искусств, которое носит его имя. Жители Ельца благодарны своему земляку за то, что он помог возродить драматический театр, в котором в свое время пел Федор Шаляпин. Усилиями Хренникова здесь построен концертный зал.
Как сообщил внук Тихона Хренникова Андрей Кокорев, прощание с композитором в Москве состоится в четверг. Место пока неизвестно, "скорее всего, в Союзе композиторов". Пока семья Тихона Хренникова "обсуждает общие детали с губернатором Липецкой области и мэром города" по поводу похорон.
Иосиф Кобзон: смерть Хренникова - огромная потеря для всего российского музыкального сообщества
Известный певец и общественный деятель Иосиф Кобзон "потрясен смертью выдающегося композитора" Тихона Хренникова. По его словам, "это огромная потеря для всего российского музыкального сообщества" и для него лично. "В моем репертуаре было множество песен, созданных Тихоном Николаевичем, и сейчас, спустя десятилетия, я с удовольствием исполняю эти шедевры",- сказал он.
Кобзон отметил, что "Тихон Хренников стал целой эпохой в отечественной музыке и ее признанным классиком, он успешно работал в различных жанрах и его имя навсегда вписано в нашу культуру". "С уходом из жизни Тихона Хренникова перевернута целая страница в истории музыки", - уверен певец.
Кобзон подчеркнул, что "Тихон Хренников был крупным государственным и общественным деятелем, а в 40-е годы прошлого столетия буквально спас от репрессий и гонений многих своих коллег".
Михаил Швыдкой: уход из жизни Хренникова - огромная и невосполнимая утрата
Глава Роскультуры Михаил Швыдкой выразил глубокие соболезнования родным и близким Тихона Хренникова, отметив, что этим композитором связано несколько эпох советской и российской музыкальной жизни
По словам Швыдкого, "песни Хренникова пели, порой, не зная кто их автор, потому что они были настолько доходчивы и популярны". "Его творчество давно стало советской музыкальной классикой и навсегда останется в золотом фонде отечественной музыки", - уверен он.
Швыдкой особо отметил, что, руководя Союзом композиторов СССР, Тихон Хренников оградил многих своих коллег от преследований властей в 40-е и последующие годы прошлого века. Уход из жизни Тихона Николаевича - "огромная и невосполнимая утрата", - считает глава Роскультуры.
Худрук Московской филармонии: Хренников - крупнейшая фигура музыкальной
России ХХ века
Художественный руководитель Московской государственной филармонии Александр Чайковский отметил, что благодаря Тихону Хренникову стал композитором. "Для меня он был вторым отцом", - сказал Чайковский, который долгое время учился у Тихона Николаевича.
По словам маэстро, "он потерял не только наставника и педагога, но и очень близкого человека". "Удивительно мудрый и доброжелательный, Тихон Николаевич является крупнейшей фигурой музыкальной России ХХ века", - считает Александр Чайковский. "Еще в студенческие годы Хренникова его первую симфонию играли в Америке, это была редкая удача для молодого композитора", - добавил он.
Руководитель Московской филармонии сообщил, что 22 сентября, на 40-й день смерти композитора, в Санкт-Петербурге состоится концерт произведений Хренникова, "которым мы почтим его память".
Биография
Тихон Николаевич Хренников родился в 1913 году в уездном городе Ельце Орловской губернии в семье приказчика. С детства Тихон играл на гитаре в струнном оркестре, пел в школьном хоре. С девяти лет он начал учиться играть на рояле, говорится на официальном сайте Тихона Хренникова.
Свой первый опус - этюд для фортепиано Хренников написал в тринадцать лет, а после этого постоянно сочинял вальсы, марши, этюды и пьесы. Вскоре подруга его сестры, учившаяся в ту пору в Москве в музыкальном техникуме им. Гнесиных, рассказала о молодом таланте Михаилу Фабиановичу Гнесину, и тот посоветовал приехать к нему на консультацию.
Зимой 1927-28 годов Тихон прибыл в Москву и показал свои сочинения. Маэстро отнесся к мальчику с большой симпатией и сказал, что, прежде всего, необходимо закончить среднее образование в Ельце, и затем учиться в Москве. Тут же он написал рекомендательное письмо в МузГИз, по которому Тихону выдали огромное количество нотной литературы. Весной 1929 года Тихон окончил школу и поступил в техникум Гнесиных. В техникуме будущий композитор занимался по двум специальностям: в классе рояля у Гельмана, в классе композиции - у Гнесина. Серьезной ступенью к профессионализму стали занятия по полифонии у Литинского. К концу пребывания в техникуме Хренников решил написать фортепианный концерт.
В 1932 году Тихон окончил Гнесинский техникум, его приняли на второй курс консерватории, в класс Шебалина. К моменту перехода на третий курс он завершил свой фортепианный концерт и исполнил его на экзамене. В 1933 году Тихона Хренникова пригласили работать в Московский детский театр, которым руководила Наталья Ильинична Сац. Знакомство с ней переросло в дружбу на долгие годы. Она заказала Тихону музыку к антифашистской пьесе "Мик", написанной для театра Николаем Шестаковым.
В 1933 году состоялся первый публичный концерт в Воронеже, куда Хренникова пригласил известный дирижер Аносов. В 1934 году Тихон Николаевич (он тогда еще был студентом 4-го курса консерватории) приступил к работе над симфонией. К 1935 году она была закончена и публично прозвучала в октябре 1935 года, в Большом зале Московской консерватории.
В том же году в Ленинграде проходил Второй международный музыкально-театральный фестиваль, на котором Хренников исполнил симфонию вместе с Мелик-Пашаевым. Имя Хренникова стало приобретать известность, появляться в прессе. После премьеры симфонии ему позвонил Немирович-Данченко, предложил встретиться и заказал оперу для своего театра.
В конце долгих поисков и раздумий, они остановились на постановке оперы по произведению Вирта "Одиночество". Либретто писал известный драматург Файко. Тем временем, Хренников, которого после премьеры первой симфонии стали называть московским Шостаковичем, получил заказ от театра Вахтангова - написать музыку к спектаклю "Много шума из ничего". Осенью 1936 года состоялась премьера спектакля. Успех был колоссальный.
После успеха спектакля театр Вахтангова тут же заказал Хренникову музыку к следующей постановке - "Дон Кихот" Булгакова. Он написал к ней несколько песен и симфонических эпизодов. Затем была написана музыка к спектаклю "День рождения" Киршона.
К октябрю 1939 года была завершена опера "В бурю" и вскоре состоялась ее премьера, имевшая большой успех. В том же году на представлении оперы в театре присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов. В то время это было сенсацией, и высшим знаком признания.
Одновременно Хренников приступает к работе над Второй симфонией. Когда началась война его жена с ребенком и матерью были эвакуированы в Свердловск. Тихон Николаевич остался в Москве. Как и большинство композиторов, в своем творчестве он делает акцент на песни, посвященные войне. Среди них наиболее популярными стали "Все за родину", "Есть на свете хороший городок", "Прощание". По сюжету песни "Прощание" был сделан фильм под названием "Возвращайся с победой".
Для композитора 1942 год стал годом напряженной работы над Второй симфонией, и в январе 1943 года она исполняется в Колонном зале. Симфония звучала и по Всесоюзному радио. В 1943 году Пырьев и поэт-сценарист Гусев предложили Хренникову написать музыку к новому фильму "В шесть часов вечера после войны". Картина вышла на экраны в 1944 году. Песни из фильма стали популярны мгновенно и надолго. А "Марш артиллеристов" из этой ленты артиллеристы сделали чуть ли не своим гимном. Александровский ансамбль взял его в свой репертуар, а также и другие песни Хренникова.
Вернувшись домой, Тихон Николаевич приступает к работе над новой оперой. В свое время Немирович-Данченко предложил ему сюжет " Фрола Скобеева". Работа продолжалась около трех лет. Параллельно Хренников пишет музыку к нескольким фильмам: "Поезд идет на Восток", "Кавалер Золотой Звезды", "Донецкие шахтеры" и ряд других.
В 1949 году работа над оперой "Фрол Скобеев" была завершена, и композитор сыграл ее в театре Станиславского и Немировича-Данченко. В 1957 году состоялась премьера следующей оперы Хренникова – "Мать" по произведению Горького. 1958 год был годом работы над скрипичным концертом. В 1959 году партитура Первого скрипичного концерта была закончена. В 1972 году Хренников выпускает Второй фортепианный концерт и приступает к работе над Вторым скрипичным концертом, который позже исполнил Игорь Ойстрах. В середине 1970-х годов он возвращается к симфоническому жанру и пишет Третью симфонию.
В эти годы Большой театр предложил Хренникову написать балет. В 1976 году состоялась премьера балета "Любовью за любовь". В 1979 году в Кировском театре в Ленинграде состоялась премьера другого балета - "Гусарская баллада".
В 1983 году был закончен Третий фортепианный концерт. Затем последовали: опера "Доротея" (по комедии Шеридана "Дуэнья"), поставленная в театре Станиславского и Немировича-Данченко; комические оперы "Золотой теленок" и "Голый король" (по Ильфу и Петрову). Премьера последней состоялась весной 1988 года в Ленинграде, в Малом оперном театре в постановке Гаудассинского.
После этого композитор решил поставить точку в оперном репертуаре и занялся камерными жанрами. Осенью 1988 года он сочинил свой первый квартет, потом виолончельную сонату. В 1989 году написал музыку на Три сонета Шекспира.
Тихон Хренников более четырех десятилетий стоял на капитанском композиторском мостике. Он был первым секретарем Союза композиторов СССР, депутатом Верховного Совета СССР, членом Комитета, вначале - по Сталинским, потом - по государственным премиям. В последние годы он возглавлял оргкомитет Международного конкурса им. П.И. Чайковского, был председателем Конкурса молодых композиторов России.
Заслуги Хренникова высоко оценены государством. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Тихон Николаевич Хренников награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Почета. Лауреат Ленинской, четырех Государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР, премии президента РФ в области литературы и искусства, премии "Российский национальный Олимп" в номинации "Выдающийся деятель современности". Свою жизнь композитор описал в книге "Так это было. Тихон Хренников о времени и о себе", напоминает ИТАР-ТАСС.