Детскому писателю, поэту, автору двух гимнов СССР и России Сергею Михалкову сегодня могло бы исполниться 100 лет
Первый канал
Детскому писателю, поэту, автору двух гимнов СССР и России Сергею Михалкову сегодня могло бы исполниться 100 лет. Он не дожил до своего векового юбилея всего четыре года. Около полуночи семью Михалковых на знаменитой даче в поселке Николина Гора посетил президент РФ Владимир Путин, сегодня в доме на Поварской, 35, где долгие годы жил поэт, откроют мемориальную бронзовую доску работы Франгуляна, а в Большом театре состоится торжественный концерт, передает ИТАР-ТАСС.

Большая семья Михалковых почти в полном составе, включая семерых правнуков, (не было только старшего сына Андрея с супругой, которые не успели вернуться из США, и самой младшей, годовалой приболевшей правнучки - Нины), встречала Путина за накрытым к чаю столом на знаменитой даче в поселке Николина Гора, где жил Сергей Михалков и выросло уже три поколения его потомков. Путин приехал после напряженного рабочего дня, ближе к полуночи и сам заметил, что уже как раз наступает 13 марта - день рождения Михалкова.

- На Поварской откроют мемориальную доску, в ГАБТ пройдет торжественный вечер
- Михалков - неоднозначная фигура в советской литературе

Президент назвал Сергея Михалкова "целой эпохой и жизнью страны". "Он не просто написал два гимна - советский и российский - он был драматургом, писателем, поэтом, воевал под Сталинградом", - сказал Путин.

"Можно по-разному оценивать его взгляды, но то, что это выдающийся человек - очевидный факт", - отметил президент.

Путин признался, что пока ехал из своей подмосковной резиденции, просмотрел подготовленную справку. "Обнаружил любопытную цифру: в 2008 году тираж книг Михалкова составлял 300 млн экземпляров - невероятная, космическая цифра", - сказал президент. И в шутку добавил: "Если бы у нас авторские права защищались как следует, вам бы не пришлось так тесниться".

Никита Михалков рассказал об идее поставить памятник отцу рядом с домом на Поварской улице, где тот жил, чтобы "в скверике на скамеечке он сидел". Никита Михалков предположил, что при установке памятника и благоустройстве садика потребуется помощь московских властей. "Я с Собяниным говорил, он все понимает, не вижу никаких проблем", - отреагировал Путин. Анна Михалкова выступила со встречным предложением - всей большой семьей выйти на субботник по благоустройству сквера. Президент ее поддержал, предупредив, чтобы к работам обязательно привлекли и младшее поколение.

Главе государства также понравилась идея назвать в честь Сергея Михалкова корабль или авиалайнер. "У нас есть хорошие большие суда, которые будут служить людям десятилетиями", - сказал он.

В беседе с агентством Никита Михалков признался, что сам он осознал масштаб таланта Сергея Михалкова лишь несколько лет назад. "Я знал, что многие его детские стихи про меня, но ни мы с братом, ни наши дети и внуки не считали их предметом для особой гордости", - признался он. Сейчас же Михалков- младший называет отца в первую очередь великим детским писателем. "Он разговаривал с 12-летним мальчишкой как его сверстник, фантастически понимал детскую психологию, у него был взгляд на детский мир не сверху, а изнутри", - рассказал он. На вопрос, читают ли произведения Сергея Михалкова его правнуки, их родители отвечали уклончиво. Ясность внес 12-летний Сергей, оторвавшись от игры с айфоном. Он весьма кстати процитировал строчку прадеда "Я ненавижу слово "спать"!" Несмотря на поздний час, все младшие Михалковы дождались Путина.

На Поварской откроют мемориальную доску, в ГАБТ пройдет торжественный вечер

В среду на доме на Поварской, 35, где долгие годы жил Сергей Михалков, будет открыта мемориальная бронзовая доска. Ее автор - народный художник России, скульптор Георгий Франгулян. Создание памятного знака финансировал Департамент культуры города Москвы.

Глава ведомства Сергей Капков сообщил на пресс-конференции, что вскоре сквер, расположенный рядом с домом Михалкова, может быть назван в его честь, а в перспективе совместно с министерством культуры "найдем возможность" открыть в "именном" сквере памятник поэту.

Глава департамента культуры города также пояснил, что осуществить эти планы к 100-летию Михалкова не удалось из-за того, что "закон на сегодня не позволяет называть скверы именами того или иного деятеля". Он подтвердил, что такое изменение будет внесено в законодательство "не только ради Михалкова, но и в соответствии с мировой практикой".

Что же касается сегодняшнего дня, то уже известно - в честь 100-летия Михалкова состоится торжественный концерт в Большом театре. Однако его программа держится в строжайшем секрете, имена тех, кто будет выходить на сцену, не знает даже внук поэта - режиссер и продюсер Егор Кончаловский.

На встрече с журналистами он охотно поделился собственными мыслями о том, как можно было бы увековечить память деда. "Я бы с большим удовольствием снял художественный фильм про Сергея Михалкова, - заметил режиссер. - У него была длинная, очень интересная жизнь. Тема мог бы сыграть деда, он очень похож на него в юности".

Егор Кончаловский прокомментировал также идею установки в Москве памятника писателю: "Главное, чтобы не поставили двухметрового милиционера, дядю Степу с лицом Сергея Владимировича". По его мнению, необходим тендер на создание монумента. "Это авторская вещь, я не могу сказать, каким он должен быть. Когда будут эскизы, я смогу сказать - нравится мне или нет", - сказал режиссер.

"Но для меня самое важное, чтобы произведения Михалкова переиздавались, чтобы его читали, а стихи были бы в школьной программе", - добавил Кончаловский.

Михалков - неоднозначная фигура в советской литературе

Сергей Михалков, классик детской литературы, поэт, драматург, автор гимнов СССР и РФ, был самым старшим в огромной творческой семье. В браке с Натальей Кончаловской, внучкой Василия Сурикова и дочерью Петра Кончаловского, у него родились Андрей Кончаловский и Никита Михалков, ныне известнейшие режиссеры. А их дети, со своей стороны, продолжили артистическую династию - сын Андрея Кончаловского Егор также стал режиссером, а дети Никиты Михалкова - Анна, Надежда, Степан и Артем - играют в кино и занимаются ресторанным бизнесом и продюсированием.

Сергей Михалков работал практически во всех литературных жанрах: поэзия, проза, драматургия, критика, публицистика, сценарии фильмов и мультфильмов. Поэт стал признанным классиком детской поэзии. Такие его произведения, как "Дядя Степа", "Праздник непослушания", "А что у вас?", неоднократно переиздавались и пользуются успехом и любовью аудитории. Критики, положительно отзывавшиеся о его творчестве, отмечали самобытность таланта, влияние классической русской драматургии. Появилось даже такое понятие, как "Михалковский театр".

Сергей Михалков - кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии, четырех Государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР. В прошлом году был удостоен высшей награды страны - ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

А в 2009 году имя Cергея Михалкова было названо среди соискателей премии Астрид Линдгрен, учрежденной правительством Швеции после смерти выдающейся детской писательницы в январе 2002 года.

Сам он серьезнейшим образом относился к творчеству для детей и радовался, что его первым читателям уже под 70 лет. В числе же своих любимых детских писателей называл Маршака, у которого учился, и Агнию Барто, которая покровительствовала ему всю жизнь. Восхищался Ильфом и Петровым.

Вместе с тем, многие серьезные литературоведы считали его творчество вторичным, говорили о стремлении угождать сиюминутным интересам властей. Так, например, многие из его произведений представляют собой в сущности адаптацию классики к требованиям социалистического реализма. Например, пьеса "Балалайкин и компания" (по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина), пьеса "Том Кенти" (по мотивам "Принца и нищего") и другие. Хотя и считалось, что Михалков признанный сатирик, но его произведениям в этом направлении не хватало настоящей остроты и обличения. Кроме того, нельзя забывать и о том, что некоторые его сатирические произведения были направлены против очень достойных и талантливых людей в угоду власти.

Выходец из дворянской семьи и беспартийный (вступил в партию только в 1950 году), Михалков, сделавший удивительную карьеру на писательском поприще, постоянно навлекал на себя критику. Больше всего его противникам не нравилась лояльность к любой власти, конъюнктурный подход, публикация в советское время произведений откровенно пропагандистского характера.

Писатель Владимир Тендряков так отзывался о нем:

"Правительство появилось, и сразу вокруг него возникла кипучая угодливая карусель. Деятели искусства и литературы, разумеется, не все, а те, кто считали себя достаточно заметными, способными претендовать на близость, оттирая друг друга, со счастливыми улыбками на потных лицах начали толкучечку, протискиваясь поближе. [...] То с одной стороны, то с другой вырастал Сергей Михалков, несравненный "дядя Степа", никогда не упускающий случая напомнить о себе". (Тендряков Вл. На блаженном острове коммунизма. - Новый мир, 1988, N 9, с. 31)

Когда началась кампания против романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго", Михалков откликнулся басней про "некий злак, который звался Пастернак".

В период, когда в СССР начались гонения литературных диссидентов (Синявский, Солженицын, Пастернак), Михалков также принял участие в этом процессе, осудив и заклеймив идеологических противников. В ответ на присуждение Солженицыну Нобелевской премии (1970) Михалков заявил, что считает эту инициативу не чем иным, как очередной политической провокацией, направленной против советской литературы и ничего общего не имеющей с подлинной заботой о развитии литературы.

Хочется отметить, что в эти дни многие издания весьма пренебрежительно высказались об этих фактах биографии Сергея Михалкова ("Недруги часто упрекали его в умении всегда приходиться ко двору, припоминая Пастернака и Солженицына" - ТРК "Петербург-Пятый канал"), что не делает честь культурному уровню авторов этих текстов.

Владимир Буковский, известный советский диссидент, сын писателя и журналиста Константина Буковского, отзывается о Сергее Михалкове как о ярком примере безграничного цинизма и лицемерия:

"К примеру, когда моего отца склоняли из-за меня на партсобраниях Союза писателей, больше всех витийствовал Михалков, типа "в рядах партии не место таким, как Константин Буковский, воспитавший врага народа!". После собрания он, однако, подбегал к отцу и спрашивал: "Ну что, как там твой?" Или потом, когда Союз развалился, он - член ЦК КПСС - одним из первых заговорил о своем "дворянстве".

При всем этом сам Михалков искренне считал свою позицию правильной и никогда не раскаивался в своих поступках. Так, например, он был убежден, что кампания осуждения диссидентов в 1960-1970-х была оправдана тем, что они нарушали советские законы того времени, публикуя свои произведения на русском языке за границей СССР, то есть в неподконтрольной советским писательским и партийным организациям прессе: "Да, я осуждал Пастернака за то, что "Доктор Живаго" был издан за границей на русском языке. И сейчас в этом не раскаиваюсь: он действительно нарушил закон. Но всегда считал его выдающимся русским поэтом".

Коллеги по писательскому цеху за глаза прозвали Михалкова "Гимнюк" и "Дядя Степа". При этом известна история, когда, услышав в Центральном Доме литераторов за спиной "Гимнюк пошел", он подошел к шептавшему и заявил ему: "Гимнюк, не гимнюк, а заиграет - встанешь".

Михалков и его семья стали объектом острых эпиграмм и анекдотов. Одна из наиболее известных принадлежит перу талантливого актера Валентина Гафта:

Россия! Чуешь этот странный зуд?!
Три Михалкова по тебе ползут!

Напомним также слова Каверина:

"У меня нет никакого желания грязнить эти страницы изображением литератора, сказавшего мне после смерти Сталина с искренней горечью и даже почти не заикаясь: "Двадцать лет работы - собаке под хвост!" Скажу только, что он живое воплощение язвы продажности, разъедавшей и разъедающей нашу литературу..." (В. Каверин. Эпилог. "Нева". 1989, N 8, сс. 86-87).

Сегодня это стало прозываться "государственичеством", и в чертах покойного, как известно, травившего Ахматову и Зощенко, Бориса Пастернака "не сквозь зубы, не вынужденно, а с аппетитом, со смаком" (Лидия Чуковская. Записки об Анне Ахматовой. 1952-1962. Том второй. М., 1997, стр. 327), Андрей Дементьев усматривает "человека уровня людей эпохи Возрождения", а Александр Проханов "русского и советского аристократа".

А ведь именно Сергею Михалкову мы должны быть благодарны за рождение таких предсмертно бессмертных строк Бориса Пастернака:

"Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет...
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра".