"Я на прогоне не присутствовал, смотрел только отрывки уже после", - заявил министр журналистам, отказавшись также давать оценку соответствия спектакля уровню Большого театра.
На вопрос о том, придет ли Мединский на премьеру "Нуреева" в мае 2018 года, он пообещал: "Обязательно. Брошу все и пойду на прогон".
Напомним, 7 июля в Большом театре состоялся генеральный прогон спектакля, после которого артисты рукоплескали постановщикам. На следующий день стало известно, что премьера, намеченная на 11 июля, отменена, страница спектакля удалена с сайта ГАБТа. Владимир Урин утверждал, что решение об отмене премьеры принято вместе с постановщиками, поскольку по причине недостатка репетиций балет оказался не готов.
В свою очередь, режиссер, сценограф и автор либретто спектакля Кирилл Серебренников заявил, что решение было принято без учета его мнения. Над постановкой "Нуреева" помимо Кирилла Серебренникова работали композитор Илья Демуцкий, хореограф-постановщик Юрий Посохов. В этом же составе создатели поставили балет "Герой нашего времени" в Большом театре в 2015 году.
Ранее СМИ утверждали, что премьеру балета отложили по требованию Владимира Мединского. По мнению главного редактора "Эха Москвы Алексея Венедиктова, министр потребовал отменить "шабаш извращенцев" по просьбе предполагаемого духовника российского президента епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова).
Гендиректор ГАБТа опроверг эту информацию, вслед за ним с опровержением выступил и епископ Тихон.
Балетный критик Татьяна Кузнецова, проанализировав попавшие в Сеть пиратские записи репетиций и генерального прогона "Нуреева", утверждает в газете "Коммерсант", что спектакль обладает исключительными художественными достоинствами.
"Жанр балета хореограф Посохов в интервью "Ъ" определил как "сюрреалистический фильм". Первое, что поражает, - из сферы этики: это удивительное целомудрие спектакля, его душевная тонкость и отсутствие намека на вульгарность. Все, что обсуждается с таким смаком (фото голого Нуреева работы Аведона, сцена с трансвеститами, артист в телесного цвета бандаже), - лишь детали, тщательно выверенные в своей сдержанности и не имеющие принципиального значения", - говорится в публикации.
По мнению газеты, "Нуреев" - это балет не о сексе, а о любви. Хореограф Посохов "сотворил чудо: отказавшись от самопрезентации (беды большинства современных авторов, оригинальничающих слишком настырно), он по-пастернаковски впал в еретическую простоту".
"Надо признать, что ничего масштабнее и значительнее "Нуреева" в XXI веке не производила ни отечественная, ни мировая сцена", - провозглашает "Коммерсант".
Балет о гениальном танцовщике, в 1961 году попросившем политического убежища в Париже, должен был стать скорее сюрреалистическим, а не документальным пересказом биографии Нуреева.
Одним из главных сюжетов спектакля являются продолжавшиеся несколько десятилетий отношения Нуреева и датского танцовщика Эрика Бруна.
Работа над созданием спектакля шла два года. В либретто "Нуреева", охватывающего тридцатилетний период жизни танцовщика и хореографа, с 1960-х до 1990-х годов, личной жизни героя уделяется не меньше внимания, чем его профессиональной карьере. Кировский театр, бегство в Америку, партнерство и роман с прима-балериной Королевской оперы Лондона Марго Фонтейн, многочисленные связи с мужчинами, вечеринки доспидового Парижа 1980-х. В спектакле использованы архивные материалы, письма к Нурееву Марго Фонтейн, Натальи Макаровой, Аллы Осипенко. Партии писем, лирические отступления в балете исполняют Светлана Захарова и Вячеслав Лопатин. Партии Нуреева исполняют Артем Овчаренко, Владислав Лантратов, Игорь Цвирко.