Одна из работ Дмитрия Лиона
Art4.ru
В московском музее Art4.ru открылась выставка самого утонченного русского графика - Дмитрия Лиона. Предприниматель и коллекционер Игорь Маркин открыл свой музей актуального искусства всего два месяца назад. Выставка графики Дмитрия Лиона - первая в этом частном музее.

У Маркина большая и очень хорошая коллекция Дмитрия Лиона, художника исключительного таланта и религиозного отношения к искусству, считавшего, что истинный рисунок – это "пророчество", "проповедь человеческого достоинства" и "модель мироздания", отмечают "Ведомости".

При жизни, которая прошла в советское время, Лиона мало выставляли и публиковали, но в кругу знатоков и ценителей искусства к нему всегда относились с почтением. Его рисунки тушью на бумаге восхитительно, волшебно артистичны, виртуозны, тонки и элегантны. В лучших своих работах он достигает почти рембрандтовских высот, только у великого голландца была еще и гениальная живопись, а у Лиона – одна графика.

Со временем его поклонение белому листу начало граничить с сектантством, он все меньше касался бумаги тушью, и в работах последних лет от рисунка почти ничего не осталось, только мелкие штрихи, то складывающиеся в образ реальности, то теряющие его, как необязательный.

Маркин выставил в основном раннего, бесспорного Лиона. Это работы из главных циклов художника: серий "Сусанна и старцы", "Благословите идущих", "Судьба русских поэтов", "Трактат о рабстве", иллюстрации к Шолом-Алейхему. В них еще присутствует сюжет, герои и восхитительная вязь текстовых фрагментов.

Зрительское внимание удерживают не только сюжеты, а прихотливое сочетание пятен, штрихов, линий и пустот, действующее почти физиологично. Иначе объяснить магическую притягательность и благородную значительность этих уже давно не белых, а пожелтевших графических листов невозможно. Если, конечно, не верить, как Лион, в святость белой бумаги и обязанность художника, если уж он нарушил своим вторжением гармонию священной чистоты, обязательно восстановить ее. Выставка продлится до 10 сентября.