Как рассказал газете итальянский историк искусства Антонио Форчеллино, совершивший сенсационное открытие, первоначально полотно, которое семейная легенда приписывала ренессансному гению, висело в гостиной, но в ее "благородное" происхождение не верили всерьез, и когда кто-то из детей сшиб картину теннисным мячом, ее отправили на хранение под диван и выудили оттуда практически случайно в 2003 году. Однако Форчеллино, которому холст был предъявлен для опознания, неожиданно понял, что имеет дело с подлинником.
"Я был уверен, что это копия. Но оказалось, что картина гораздо прекраснее, чем изображения, знакомые мне по Риму и Флоренции", - объясняет Форчеллино, выпустивший недавно в итальянском издательстве Rizzoli книгу "Потерянная "Пьета" (La Pieta perduta), где рассказывает историю своего открытия.
По словам искусствоведа, картина недописана (рентген обнаружил рядом с правым коленом Мадонны не до конца покрытый краской кусок холста), а с копией такого произойти не могло. "Ни один заказчик эпохи Ренессанса не заплатил бы за неоконченную копию. Я убежден, что это подлинный Микеланджело", - говорит Форчеллино, которому удалось проследить историю полотна по документам, хранящимся в библиотеке Ватикана.
Получилось, что картина была написана для маркизы Виттории Колонны (Vittoria Colonna), покровительницы Микеланджело, около 1545 года, а в 1546 году кардинал Реджинальд Поул (Reginald Pole), будущий архиепископ Кентерберийский, предлагал ее итальянскому кардиналу Эрколе Гонзаге (Ercole Gonzaga). Впоследствии полотно оказалось у некоей немецкой баронессы, завещавшей его своей фрейлине, которая приходилась дальней родственницей прадеду Мартина Кобера. В Америку картина попала в 1883 году.
Находка Форчеллино тем более ценна, что Микеланджело-живописец известен главным образом по фрескам в Сикстинской капелле, а произведений станковой живописи от него почти не дошло: в сущности, известна только одна оконченная, точно атрибутированная и хорошо сохранившаяся вещь - "Мадонна Дони" из флорентийской Галереи Уффици. В лондонской Национальной галерее хранятся два живописных фрагмента, относительно которых специалисты до сих пор окончательно не определились; один рисунок остается под вопросом в Германии и одно "Искушение святого Антония" - в Америке. Таким образом, "Оплакивание Христа", принадлежавшее Коберу, - вещь редчайшая, а ее стоимость составляет не менее 300 миллионов долларов. Правда, окончательного вердикта эксперты пока не вынесли.