Картины, где снималась Любовь Орлова, стали классикой отечественного кино, его золотым фондом. Это "Веселые ребята" и "Цирк", "Светлый путь" и "Весна", "Волга-Волга" и "Встреча на Эльбе". Не так много снималась за свою жизнь Любовь Орлова, но каждая из ее ролей становилась совершенным творением искусства.
Одна из самых красивых актрис своего поколения, она стала легендой еще при жизни. Любовь Орлову знали и любили не только в России, но и за рубежом. Она и ее супруг знаменитый режиссер Григорий Александров были дружны с Чарли Чаплином, Мэри Пикфорд и другими звездами.
Пожалуй, самым знаменитым спектаклем, который она играла много лет вместе с Ростиславом Пляттом, был "Милый лжец" Килти, где Орлова выступала в роли знаменитой актрисы Патрик Кэмпбэлл. Старожилы театра рассказывают, что каждый раз, когда Орлова выходила в этой роли, зал приветствовал ее аплодисментами стоя.
Как пишет газета "Версия", на пути к признанию Орлова работала тапером, хористкой, выступала в кордебалете, параллельно брала частные уроки актерского мастерства. Истинным подарком судьбы стал фильм "Веселые ребята", который принес ей всенародную любовь и личное счастье. Для режиссера фильма Григория Александрова она стал супругой и музой.
Любовь Орлова снялась в 17 фильмах и по праву считалась примой советского экрана. Но при этом она никогда не страдала звездной болезнью. Со всеми была добра и тактична. Орлова любила повторять: "Мне никогда не будет больше 39". Поэтому на съемках просила хорошенько ее маскировать, чтобы на экране всегда оставаться молодой и красивой.
Любовь Орлова родилась в семье дворянина, офицера Петра Орлова. Это была та самая династия, к которой принадлежал знаменитый Григорий Орлов, чьими стараниями на престол взошла Екатерина II. Мама Любы Евгения Сухотина приходилась роднёй Льву Толстому. Любу и её сестру Нонну, как во всякой приличной семье, с малых лет обучали французскому языку, играть на рояле и танцевать. Лучшими подругами Любаши были дочери Шаляпина.
В подростковом возрасте Люба уже училась в консерватории по классу рояля и одновременно обучалась хореографии в театральном училище.
Свою сценическую карьеру Любовь Орлова, выпускница Московской консерватории и хореографического отделения Московского театрального техникума, начала в 1926 году в Музыкальном театре имени В.И.Немировича-Данченко, а в 1955 году вся ее жизнь была связана с Театром имени Моссовета.
Первого мужа Орловой, за которого она вышла в 19 лет, высокопоставленного чиновника Наркомзема Андрея Берзина, арестовали как врага народа. Он был старше своей юной супруги на 10 лет, но рано повзрослевшая, серьёзная Люба и Андрей были хорошей парой. Андрей забрал всю семью жены в свою огромную квартиру у Покровских Ворот.
Люба снова занялась театром и музыкой. Однажды, возвращаясь с репетиции, она увидела, как Андрея увозят на извозчике. Он был бледен и нёс в руках чемоданчик. Любочка испуганно замерла… Больше они не виделись. Андрея арестовали по делу Чаянова. Однажды, когда Орлова была уже знаменита, на одном из официальных мероприятий Сталин сказал ей: "Выполню любое ваше желание. Просите". Она попросила сообщить о судьбе Андрея Берзина. Сталин промолчал.
Спустя некоторое время её пригласили на Лубянку и сказали: "Гражданин Берзин отбывает ссылку в Казахстане. Если хотите, мы можем воссоединить вас". "Спасибо", - сказала Орлова и поспешила уйти. Когда, уже после войны, Берзина выпустили из тюрьмы, он пришёл в семью бывшей жены, чтобы увидеться с когда-то родными ему людьми. Он не спрашивал о Любе и не пытался с ней встретиться. Их разделяли и прошедшие годы, и её оглушительно громкая слава. А вскоре Андрей Берзин умер.
Любочка всегда пользовалась успехом у сильного пола. Михаил, сын знаменитого Немировича-Данченко, упорно добивался её внимания. Она могла бы ответить на его чувство, и её театральная карьера мгновенно взлетела бы до небес. В это время она работала у его отца в Московском музыкальном театре.
Любовь Орлова могла прославить немецкий кинематограф
Сильное чувство охватило Любочку, когда она познакомилась с немецким подданным Францем. На дворе стоял 1933 год, и её отношения с представителем Германии обещали ей карьеру совершенно иного рода. Франц хотел увезти любимую в Германию, был уверен, что она станет настоящей звездой.
1934 год принёс Любе дебют в кино – роль Грушеньки в картине "Петербургская ночь" Григория Рошаля по "Братьям Карамазовым" Достоевского, и сразу за этим – роль Эллен Гетвуд в немом фильме Бориса Юрцева "Любовь Алёны". Но, конечно, настоящая слава пришла после совместной работы с Григорием Александровым.
Их первая встреча на "Мосфильме" была мимолётной и запомнилась только Любочке: Александров был уже известным режиссёром и не обратил внимания на неудачно одетую для проб девушку. А Орлова вспоминала спустя 20 лет: "Я увидела голубоглазого, золотоволосого бога – и всё было кончено".
Существует несколько версий, как именно состоялось знакомство Орловой и Александрова. По воспоминаниям близких, однажды, перед концертом, Люба заглянула к своей подруге, балетмейстеру Галине, в единственном на тот момент концертном платье. Подружки так заболтались, что не заметили, что на шикарном подоле платья окотилась кошка Гали. Конечно, крики, слёзы… Только мама Галины оставалась невозмутимой. "Тебя ждёт что-то необыкновенное!" – сказала она растерянной Любе. Та пошла на концерт, и именно на этом концерте Александров увидел Любовь Орлову и сразу оценил талант привлекательной брюнетки. Они стали встречаться. Франц окончательно перестал существовать для Любы.
Тем временем Александров приступил к изменению внешнего облика своей избранницы. В один из дней Орловы были потрясены: Григорий привёл к ним домой парикмахера, и через два часа их милая Любочка тряхнула незнакомыми золотыми локонами… Так начался новый, золотой период в жизни Любови Орловой.
Интересно, что прославившая Орлову роль Аннушки первоначально была совершенно незначительной. Александров день за днём изменял роль, добавляя всё новые штрихи, расцвечивая образ, который будет создавать его Любовь, всё новыми красками. Конечно, такие изменения не радовали Леонида Утёсова, главного героя картины. Вряд ли найдётся на свете актёр, который будет доволен, что его оттесняют с первого плана, особенно если это делается в пользу подруги режиссёра.
Люба с увлечением работала над образом, была готова на любые эксперименты. По сценарию главный герой должен был сесть на быка и отхлестать его. Утёсов не стал рисковать, тогда Орлова сама забралась на огромного быка, и тот просто сбросил её. Люба месяц пролежала в больнице - повредила позвоночник. И всё-таки фильм имел оглушительный успех: на премьере побывало 20 тыс. зрителей.
Тройственный союз талантливых людей – режиссёра Александрова, композитора Дунаевского и поэта Лебедева-Кумача – в народе окрестили орловскими рысаками. Следующий фильм, "Цирк", снятый на основе мюзикла "Под куполом цирка", другой талантливой троицы – Катаева, Ильфа и Петрова – заставил смеяться и плакать всю страну.
Несмотря на то, что многие образы, созданные Любовью Орловой, были некоей советской иконой – жизнерадостные, волевые блондинки-патриотки, – сама Орлова считалась единственной настоящей кинодивой голливудских масштабов. Любовь Орлова была первой советской актрисой, прибегнувшей к услугам пластических хирургов.
Она очень много работала, выступала с концертами в перерывах между съёмками, и иногда, завершая пятый или шестой концерт за день, падала в обморок от усталости. Такой нервный образ жизни не мог не отразиться на здоровье.Она болела редкой болезнью, при которой яркий свет или жёлто-оранжевый цвет могли вызвать головокружение и рвоту. Орлова старалась не поддаваться приступам и даже возила с собой чёрные занавески, которые прикрепляла к гостиничным, чаще всего именно жёлто-оранжевого цвета.
Слава актрисы породила даже такое истерическое явление, как "синдром Орловой": советские женщины были готовы на всё, только бы быть похожей на Любовь Орлову. Крупным, ширококостным дамам рабоче-крестьянских кровей страстно хотелось иметь такую же талию, как у миниатюрной аристократки Орловой – 43 сантиметра.
Умерла русская актриса ночью 23 января 1975 года. "Гриша, что же вы не приезжаете ко мне? – раздался слабый голос в телефонной трубке (Орлова лежала в больнице). – Приезжайте, я жду". Александров второпях оделся, и через 40 минут он был у её постели. "Как вы долго…" – вздохнула Орлова. Это были её последние слова, и она по-прежнему была на "вы" с мужчиной своей жизни.