Творческий путь Вертова начался с работы в отделе хроники Москинокомитета. Во время гражданской войны он снимал на фронтах, участвовал в агитпоездах. Постепенно у него складывалось особое видение кинематографа. В 1922 году под руководством Дзиги Вертова создается творческое объединение "Киноки", члены которого выпускают в свет множество манифестов:
"...Вы - кинематографисты: режиссеры без дела и художники без дела, растерянные кинооператоры и рассеянные по миру авторы сценариев. Вы - терпеливая публика кинотеатров с выносливостью мулов под грузом преподносимых переживаний, вы - нетерпеливые владельцы еще не прогоревших кинематографов, жадно подхватывающие объедки немецкого, реже американского стола - вы ждете, обессиленные воспоминаниями, вы мечтательно вздыхаете на луну новой шестиактной постановки... (нервных просят закрывать глаза), вы ждете того, чего не будет и чего ждать не следует. Приятельски предупреждаю: не прячьте страусами головы, подымите глаза, осмотритесь - вот! видно мне и каждым детским глазенкам видно: вываливаются внутренности, кишки переживаний из живота кинематографии, вспоротого рифом революции, вот они волочатся, оставляя кровавый след на земле, вздрагивающей от ужаса и отвращения. Все кончено. Дзига Вертов."
Главная идея Вертова и его группы заключалась в принципиально ином подходе к молодому киноискусству. "Киноки" отрицали игровое кино и вообще все виды искусства, построенного на вымысле, считая главной документальную кинохронику. Возникновению жанра кинопублицистики мы обязаны "Кинокам" Вертова.
Хроникальный киножурнал "Кино-Правда", документальные фильмы "Кино-глаз", "Шагай, Совет", "Шестая часть суши" запечатлели будни советской республики. Вертов снял одну из первых звуковых неигровых картин "Симфония Донбаса" и первый советский мультфильм "Сегодня". Во время Великой Отечественной войны Вертов сделал ленты "Кровь за кровь, смерть за смерть", "Клятва молодых", выпускал киножурнал "Новости дня". Он умер в 58 лет в тот же день, что и родился, - 12 февраля.
Сейчас приверженцев идей Вертова в мировом кино множество. К примеру, студия российского документалиста, лауреата многих кинофестивалей Виталия Манского названа именем киноноватора - "Вертов".