Напомним, еще накануне 75-летнего юбилея "Союзмультфильма" в июне группа аниматоров, в том числе Юрий Норштейн, Андрей Хржановский и Леонид Шварцман, обратились с открытым письмом к руководству страны. В своем обращении они просили обратить внимание на трагичную судьбу студии, погрязшую в долгах, и российской анимации в целом, а также выделить на развитие отрасли бюджетные средства.
Владимир Путин встретился с аниматорами 28 июня, пообещав содействие в реформировании отрасли. На нужды анимации в этом году выделили дополнительные 500 млн рублей и 1,5 млрд в следующем, ФГУП "Объединенная государственная коллекция" Путин постановил, правда, пока только в устной форме, упразднить, и главное - права аниматорам на их произведения вернуть, а долги "Союзмультфильма" списать.
Одним из ключевых вопросов, который подняли аниматоры, были отчисления по авторским правам, с которыми в России история запутанная. Авторы огромного количества произведений из "золотого фонда" российской анимации: Юрий Норштейн, Леонид Шварцман, Эдуард Назаров и многие другие, получают низкопроцентные отчисления за продажу и использование своих персонажей.
Как рассказал агентству Юрий Норштейн, возвращение авторских прав связано с проблемой упразднения ФГУП "Объединенная государственная киноколлекция", которую на словах ликвидировал Путин, но по факту она продолжает существовать.
"Относительно авторских прав пока все в нуле. К проблеме ликвидации фильмофонда еще не приступили, а именно эта организация узурпировала у нас права. Там такая история, что я не знаю, сколько времени это может длиться, и боюсь, что при своей жизни этого не увижу", - рассказал Норштейн.
Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм" (ФГУП "Объединенная государственная киноколлекция") является исключительным правообладателем анимационной коллекции во всех странах мира, а использование мультипликационных фильмов, как в целом, так и их отдельных частей (фрагменты, персонажи, фонограммы) третьими лицами возможно только на основе договоров, заключенных с ФГУП.
По словам Юрия Норштейна, согласно советскому законодательству, по которому и осуществлялись выплаты, было "четко обозначено, что каждый имеет права на свою собственную работу". На данный момент есть некое противоречие в использование персонажей. Норштейн глубоко убежден, что аниматоры имеют полное право на своих персонажей, но в ситуации, когда мультфильм с их героем принадлежит фильмофонду, возникает ситуация, при которой обладатель имеет право не отчитываться за использование кадров из произведения и распоряжаться ими на свое усмотрение.
Мультипликатор также прокомментировал суммы отчислений, по которым отчитался ранее исполнительный директор ФГУП Василий Шильников. На его взгляд, эта сумма возможно не учитывает всю область использования персонажа, например, если с ним напечатан тираж одежды, или выпущена серия игрушек. Норштейн поясняет, что недоверие, возникшее в ходе разбирательств по авторским правам, основано на отсутствии отчетности по использованию их произведений.
"Выплаты производились, и об этом никто не спорит. Мы просто не знаем, что они получали, с кем заключали договоры и на каких условиях, и по какому принципу они нам выплачивали эти деньги", - добавил Норштейн.
Леонид Шварцман более оптимистичен
По словам коллеги Норштейна, известного мультипликатора Леонида Шварцмана, после встречи с премьер-министром все-таки появилась надежда. "Кое-что изменилось и, по-моему, даже в лучшую сторону. То есть какие-то предпринимаются шаги для возрождения нашей студии, которая будет создавать фильмы, и в первую очередь, как я понимаю, для детей", - считает режиссер.
Из важных перемен, Шварцман отметил большое значение появление нового директора у "Союзмультфильма" Николая Маковского. "Я одно время преподавал Маковскому рисунок на курсах мультипликации в Ленинграде. Давно с ним знаком, и как мне кажется, это очень достойная кандидатура, что отрадно", - рассказал Шварцман.
Но надежды на Центр анимации, о котором писали режиссеры в своем письме, а потом упоминали на встрече с Владимиром Путиным, по мнению Шварцмана, пока туманные.
"На встрече с Путиным продюсер Анатолий Прохоров говорил по этому поводу, что нужен центр, где могли бы работать разные направления, оснастить его современной техникой. Но как я понял, для этого должно быть построено специальное большое здание. То есть, вопрос очень проблемный", - прокомментировал режиссер.
Несмотря на то, что ни упразднить ФГУП "Объединенная государственная киноколлекция", ни вернуть авторские права аниматорам, ни серьезно обсудить вопрос создания Центра анимации пока не удалось, режиссеры не теряют надежду.
"Работа по возрождению киностудии, которая была головной студией СССР и потом России, должна стать конкретной целью и задачей. И мне бы хотелось, чтобы это произошло, пока еще существует наши талантливейшие режиссеры и художники, которые могли бы передать свой опыт молодежи. Время же идет", - напомнил Шварцман.