В 2000 году в рамках всемирной выставки ЭКСПО в Ганновере Петер Штайн поставил полную версию "Фауста" Гете. Этот спектакль, который длился больше 20-ти часов, и в котором было занято 35 актеров, впоследствии прошел в Вене и в Берлине. Эхом этой грандиозной постановки стала "Фауст-фантазия", созданная Штайном и композитором Артуром Аннеччино, автором музыки к ганноверскому "Фаусту".
"Фауст-фантазия" - это монолог в исполнении великого режиссера. Он впервые выйдет на сцену в качестве актера в московском Государственном Театре наций, который с 2007 года возглавляет народный артист России Евгений Миронов.
"Это концерт для голоса и фортепьяно, - говорит Штайн о спектакле. - Сначала Джованни Виталетти (он исполняет партию рояля) играет несколько музыкальных тем, относящихся к Фаусту, а я произношу монолог Фауста. Потом темы меняются, я читаю монолог Мефистофеля. Затем, история еще более усложняется - наступает черед диалогов, затем, Вальпургиева ночь, любовь Фауста и Маргариты, печальный конец".
По словам режиссера, это "действительно фантазия на темы из первой части "Фауста", которые вот уже несколько веков занимают воображение художников".
Петер Штайн родился 1 октября 1937 года. Театральную деятельность начал в 1964 году в Мюнхенском камерном театре в должности ассистента режиссера. В 1970 году основал и возглавил театр Шаубюне в Западном Берлине.
"Тремя китами" европейского театра режиссер называет античную драму, Шекспира и Чехова. И к их произведениям он неоднократно возвращался на протяжении своей творческой жизни.
С начала 1990-х Штайн не связывает себя долгосрочными контрактами с конкретными театрами. Это позволило ему сосредоточиваться на глобальных проектах (как правило - международных), представляющих собой грандиозные театральные эксперименты. Одним из первых подобных проектов стала постановка Орестеи Эсхила в 1994 году в Москве, на базе Театра Российской армии. Это был 8-часовой спектакль с участием российских театральных звезд.
Не менее громкой стала российская постановка Штайном Гамлета в 1998 году.
В 2003 году, в рамках Эдинбургского международного фестиваля искусств, Штайн создал две параллельные постановки спектакля "Чайка": с англо-ирландской труппой Эдинбурга и с труппой Театра русской драмы Риги (с дополнительным приглашением артистов московских театров). Этим проектом Штайн вновь подтвердил свою репутацию одного из самых тонких, понимающих и скрупулезных интерпретаторов Чехова.
Он много работает над оперными спектаклями. Так, его трактовка Кольца Нибелунгов Вагнера считается одной из лучших в XX веке.