Резкие протесты еврейских организаций вызваны тем, что в картине Адольф Гитлер показан как духовно отравленный, но все же человек. По замечанию представителей Лиги, этот фильм "оскорбляет всех тех, кто пережил Холокост, и всех евреев в целом. Морального оправдания для производства такого фильма не существует".
"Макс" посвящен молодости Гитлера, когда он после первой мировой войны бедствовал в Мюнхене и пробовал себя в качестве художника. Автором сценария и режиссером картины стал Менно Мейджес, главную роль сыграл актер Джон Кьюcак, в качестве второго продюсера выступил экс-сотрудник Белого дома при Билле Клинтоне Сидней Блюменталь.
Джон Кьюcак снимался без гонорара
Средства на картину были собраны с трудом, так как потенциальные инвесторы отказывались от сотрудничества, как только узнавали тему фильма. Джону Кьюcаку даже пришлось сниматься бесплатно, из чистой любви к искусству, так как денег на гонорар не было. К проекту сначала проявил интерес Стивен Спилберг, который позднее, однако, признался, что как председатель еврейского Фонда Шоа не может принять участие в его создании.
Голливуд также хочет разыграть карту нацизма
Демоническая личность немецкого диктатора уже многие десятилетия волнует творческих людей, а особенно в последнее время, когда расстановка политических сил в мире изменилась. Голливуд также не мог остаться в стороне. Однако недавнее решение киноимперии снять серию короткометражных фильмов про молодого Гитлера на основе всемирно известной биографии диктатора, написанной Яном Кершоу, вызвало мощный резонанс в околокинематографических кругах.
"Голливуд разыгрывает карту нацизма", ≈ заметил на это известный телекритик Эрик Минк. Кроме работы над сериалом про молодого Гитлера, ведется работа еще над двумя кинопортретами молодого фюрера. По некоторым сведениям, на главную роль в одном из них пригласили Эвана Макгрегора.
Касаясь негативной реакции общественности на подобную коммерциализацию истории, еженедельник National Post отметил: "Утверждать, будто попытка киноосмысления старого злодейства поможет лучше понять злодейство новое ≈ это явная натяжка. Между геноцидом и терроризмом огромная разница. Но вряд ли кто-то возьмется отрицать тот факт, что успех Голливуда всегда покоился на двух столпах ≈ злодействе и сексе...".
Макс пытается излечить Гитлера силой искусства
Что же касается "Макса", то Кьюзак в фильме играет преуспевающего торговца картинами Макса Ротмана, ветерана войны и друга молодого Адольфа Гитлера. Макс с отвращением относится к политическим идеям Гитлера, но пытается вылечить его с помощью силы искусства.
Сидней Блюменталь в интервью отметил, что есть тенденция говорить о таких фигурах, как Гитлер и бин Ладен, как о чем-то, находящемся вне человеческого понимания, как о темной силе, которая внезапно ворвалась в мир. "Макс" показывает, что у зла есть оттенки. Оно не просто вдруг возникает, обладая кошмарными качествами в полной мере. Оно развивается день за днем, у него есть своя эволюция", - сказал продюсер.
Сам режиссер Менно Мейджес воспринимает Гитлера как первого в мире артиста, работавшего в стиле перформанса. Отметим, что те же самые качества фюрера прежде всего привлекли и Лени Рифеншталь.
"То, что Гитлер сделал с третьим рейхом, - это искусство, - утверждает Мейджес. - Это уникальное явление в истории... Четыре страницы "Майн кампф" посвящены искусству дадаизма. Когда он разговаривал по телефону со Сталиным, это отнимало несколько часов из-за тогдашних телефонных линий и перевода. И Гитлер убивал время, машинально делая на бумаге рисунки в стиле кубизма. Естественно, он никому не мог их показать, потому что кубизм был объявлен декадентским искусством".
В фильме Макс Ротман призывает Адольфа Гитлера избавиться от своих демоновс помощью живописи. Однако Гитлер не способен на это, потому что он не настолько глубок. Премьера "Макса" состоится в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе 27 декабря, а в широкий прокат картину выпустят в феврале будущего года.