Работы Михаила Рошаля-Федорова "Коммуникативная труба" и "Железный занавес" прославились благодаря фильму Сергея Соловьева "Асса". Но мало кто знает, что они были сделаны еще в середине 1970-х, задолго до времени действия истории про заснеженный Крым.
Рошаль-Федоров был самым молодым участником "бульдозерной выставки", которую гебисты, переодетые в "озеленителей", буквально смели с пустыря в Беляеве (сентябрь 1974 года); cоавтором самой смелой работы на выставке в павильоне "Дом культуры" на ВДНХ - там Рошаль вместе с Виктором Скерсисом и Геннадием Донским высиживали яйца в двухметровом гнезде, отчего за группой радикалов-экстремалов от неофициального искусства закрепилось название "Гнездо" (сентябрь 1975 года).
"Гнездо" в своих акциях и объектах пародировало лексикон СССР, препарируя его путем буквальной материализации и доводя до абсурда тезис о социальной полезности искусства. "Помощь стране в выращивании хлеба" (1976) - это в самом деле пахота в Подмосковье. "Будем на метр ближе" (1977) - рытье ямы в сторону Западного полушария. "В защиту окружающей среды" (1978) - минута недышания с зажатыми носами.
После распада "Гнезда" (1979) придумал вместе со Свеном Гундлахом и Никитой Алексеевым квартирную галерею "APTART" (apartment art, "квартирное искусство"), где показывалось неподцензурное искусство (1982). В 1984 году и ее разгромило КГБ.
Последним шумным проектом художника стало действо на фестивале "ARTКлязьма" (2004) под названием Art against Real Terror. Он сжег настоящий автобус, будто изгоняя этим художественным огнем демонов террора.
Накануне нового года Рошаль, готовил к выставке под названием "Дневник художника" новый серьезный проект, как говорил сам художник, "он про жизнь и смерть". Но его планам не суждено было осуществиться - через несколько дней его не стало.