В последнее время участились требования стран, на территории которых были созданы шедевры, вернуть вывезенные артефакты на родину. В частности, Греция ведет активную кампанию за возвращение так называемого эльгинского мрамора - статуй из храма Парфенона в Афинах. В XIX веке детали убранство Парфенона были вывезены лордом Эльгином, в настоящее время они хранятся в Британском музее в Лондоне.
Директор музея Нил Макгрегор полагает, в частности, что его учреждение - это лучшее место для мраморных скульптур Парфенона. "Они должны оставаться здесь, если музей хочет выполнять свою роль - показывать миру мир", - сказал Макгрегор.
Бенин пытается вернуть себе "Бенинскую бронзу" из Лондона и Берлина, а Турция - Пергамский алтарь, который в настоящее время находится в Берлине. В 1993 году нью-йоркский музей "Метрополитен" по постановлению суда передал Турции 363 экспоната - предметы из золота, серебра и драгоценных камней, а также картины и скульптуры.
Подписавшие заявление директора ведущих музеев мира считают, что руководимые ими учреждения сделали слишком много для популяризации культурного наследия разных стран, чтобы просто так расстаться с шедеврами. "Коллекции в общественных музеях по всему миру подчеркнули значение греческих скульптур для человечества в целом и их непреходящую ценность для современного мира", - говорится в заявлении.
Мнение Михаила Пиотровского по проблеме перемещения культурного наследия
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский также подписал письмо директоров крупнейших музеев. "Сегодняшняя любовь к возвращению вещей на места происхождения не должна культивироваться в ущерб мировым музеям, которые годами помещают искусство в конкретный мировой контекст", - заявил Пиотровский в эфире 'Эхо Москвы'.
По мнению директора Эрмитажа, "понимание искусств разных других народов дается в результате деятельности музеев, будь то Британский музей, Лувр или Эрмитаж'. Древнеегипетское искусство более известно, чем мексиканское именно потому, что в каждом музее мира есть что-то из древнеегипетского искусства, а шедевры не менее значимого мексиканского искусства находятся, главным образом, в Латинской Америке, и потому не так известно". "Нельзя сегодняшними настроениями портить весь поток мировой культуры", - заявил Пиотровский.
Пиотровский считает сам "процесс возвращения культурных ценностей неправильным". Он полагает, что "необходимо правильное соотношение музеев, которые уже существуют, и вещей на местах". По мнению директоров, приобретение экспонатов в прошлом не может рассматриваться как незаконное, поскольку оно происходило в экстраординарных условиях.
Опубликованное заявление директоров музеев обсуждалось на неформальной встрече руководителей летом этого года. Руководство Британского музея не подписало этот документ, однако заявило о своей полной поддержке воззвания.