Россия на нынешнем фестивале будет представлена выдающимся дирижером и музыкантом Юрием Башметом. В нынешнем году Эдинбургский фестиваль отмечает свою 60-ю годовщину. За эти десятилетия он стал одним из крупнейших культурных событий Европы. Фестиваль продлится до 2 сентября, передает ИТАР-ТАСС.
В театральном мире громкое имя Эдинбургского международного фестиваля было связано с качеством и консерватизмом. Весь экстрим, который время от времени разбавляет программу других подобных мероприятиях, был давно отправлен на "Фриндж" – еще один фестиваль, который традиционно начинается за неделю до начала главного фестиваля и идет параллельно с ним.
Однако в этом году место директора занял 44-летний австралиец Джонатан Милз – в прошлом директор Мельбурнского фестиваля, а также композитор, поставивший в Лондоне две небольшие оперы. Милз с ходу заявил о том, что его вкусы много шире, нежели у предшественника: "Если у Брайана (Брайана Макмастера – бывшего директора фестиваля) они простирались от середины XVIII до начала XX века, то у меня - от середины XIII века по наши дни". Действительно, в программе Эдинбурга-2007 наличествует древняя эпическая песнь о Беовульфе, которую артист Бенджамин Багби исполняет на староанглийском под аккомпанемент старинной арфы, а также концерт группы Tiger Lillies, намеренной перепеть музыку Клаудио Монтеверди "шиворот навыворот и вверх тормашками", пишут "Ведомости".
Впрочем, Джонатан Милз не спешит удариться в крайности. Несмотря на финансовые проблемы, он смог составить вполне красивую программу. Главный герой нынешнего фестиваля – празднующая 400-летие своего рождения опера "Орфей" и первый великий оперный композитор – Клаудио Монтеверди.
Помимо "Орфея" Монтеверди (им дирижирует Хорди Саваль) играется "Орфей" Игоря Стравинского, а Американский репертуарный театр привозит современный Orpheus X. В паре с "Дидоной и Энеем" Перселла (первого великого оперного композитора Британии) идет комическая опера Сальери "Сначала музыка, потом слово" в концертном исполнении. Ровно о том же "Каприччио" Рихарда Штрауса – оперный диспут, в котором участвуют графиня и влюбленные в нее композитор и поэт. Взгляд XX века на миф и классику представляют строгий "Эдип-царь" Стравинского и веселый "Кандид" Бернстайна, а также современные ремиксы "Дидоны" Кавалли от The Wooster Group и "Коронации Поппеи" Монтеверди из венского Schauspielhaus.
Танцевальная часть программы в этом году тоже усердно трудится во славу оперы. Спектакль Canto-Pianto, перекладывающий на хореографический язык опять же "Орфея", главный опус Монтеверди, должен стать центром триптиха, который показывает в Эдинбурге Триша Браун. От этой американской авангардистки, в 1960-х заставлявшей своих танцовщиков выделывать кульбиты на отвесных плоскостях нью-йоркских небоскребов, вряд ли можно ждать революций - ее работы пропитались блистательным умиротворением, которое она, возможно, почерпнула из опер XVIII века, постановкой которых регулярно занимается в последние годы.
Француз Жозе Монтальво, несколько лет назад буквально влюбивший в себя московскую публику спектаклями, где практически не различить границы между сценой и видео, на музыку Рамо поставил спектакль под названием On dance. Но гораздо более познавательным выглядит не имеющий в программе своего названия вечер Шотландского балета. Эта компания несколько лет назад попала в руки Эшли Пейджа – одного из тех хореографов, с именем которого англичане связывают будущее своего балета. Его реформаторские действия были столь решительными, что о них узнал весь мир. На фестивале компания показывает одну из классических работ все той же Триши Браун, мировую премьеру ее ровесника и соотечественника Стивена Петронио Ride the Beast, а также балет "Страшные симметрии", который сделал имя самому Эшли Пейджу.
Однако даже объединенные усилия хореографов меркнут рядом с тем, что в Эдинбурге покажут Impressing the Czar Уильяма Форсайта. В нем перемешаны пуанты, босые ноги, бытовой жест, театральные приемы и музыка от Бетховена до Тома Виллемса.
Монтеверди, Кавалли, Перселл, Рамо, Вивальди, Бах, Машо, Дюфаи – концертная программа Эдинбурга-2007 прямо-таки фонтанирует старинным репертуаром, дойдя до глубин провансальской музыки XI века, которую исполнит вокальный квартет Anonymous 4. На фестиваль приглашены видные аутентичные исполнители – Concerto italiano (специалист по мадригалам Монтеверди), струнный консорт Fretwork, Orlando Consort, Хорди Саваль в большом количестве (в том числе и как сольный исполнитель на гамбе) и убеленный сединами британский Tallis Scholars. Сэру Роджеру Норрингтону с почетом отдано "Сотворение мира" Гайдна.
Современной музыки много меньше, но ее представляет британская знаменитость из молодых – Томас Адес, взявший в руки и дирижерскую палочку. Еще более молодое дарование Густаво Дудамель привезет на фестиваль Молодежный оркестр Венесуэлы имени Симона Боливара, а сыграют они Десятую симфонию Шостаковича.
Из дирижирующих звезд мейнстрима в Эдинбург приедут Марис Янссонс во главе оркестра Баварского радио и Майкл Тилсон Томас со своим оркестром из Сан-Франциско. Высокую классику старого образца сыграет мэтр рояля Альфред Брендель. Наша школа, как и везде, тоже представлена, хотя и в необычном сочетании: Гидон Кремер выходит без Олега Майзенберга, поскольку последний выходит с Юрием Башметом.