По данным Life News, всю последнюю неделю Фоменко лежал в отделении неотложной кардиологии клиники Чазова. На днях его состояние осложнилось. Врачи лечили его от скопления жидкости в легких, от чего он в результате и умер. "Почти вылечили, но сегодня ночью он почему-то... Чего-то не долечили, - рассказала изданию супруга режиссера Майя Тупикова. - Вчера мы все у него были. С нами был и хирург, все было нормально".
Фоменко похоронят в субботу. Панихида пройдет в театре на набережной Тараса Шевченко. О точном времени и месте похорон в театре пока не знают, передает "Интерфакс" со ссылкой на театр "Мастерская П. Фоменко".
"С кончиной Петра Наумовича чувствую себя сиротой. И весь его театр осиротел, я думаю, что и весь русский театр. Когда он был жив, мы понимали, что есть планка, на которую надо ориентироваться. Мы всегда, когда смотрели что-то или слушали в театре, думали "А вот Петр Наумович сделал бы это лучше, точнее, круче", - сказал РИА "Новости" Каменькович.
По его словам, у Фоменко была "абсолютная оценка пошлости в театре".
"Он назвал огромное количество пьес, которые надо поставить - на это надо примерно лет сто. И вот как мы с этим теперь будем справляться?", - добавил Каменькович.
"Режиссуре научиться нельзя, можно только приумножить и сохранить те качества, которые есть в человеке природно, и их оснастить арсеналом, который в жизни должен меняться все время - обогащаться или корректироваться", - говорил о своей работе сам мастер.
"Петр Наумович - это на сегодняшний день тот Атлант, который один поддерживает все более шатающееся здание нашего современного театра, из которого каждый день пытаются выгнать слово, а вместе со словом и человека", - цитирует телеканал актрису Людмилу Максакову.
Валентин Гафт рассказывал: "Петя мог бы поставить спектакль по телефонной книге, не потому что там имя, фамилия, отчество, адрес, а потому что там живые люди - больные, здоровые, влюбленные, счастливые, огорченные, самоубийцы и возвращенные в жизнь, дети, взрослые, старухи, старики. Это Петин материал. Петя знает жизнь".
Актеры за глаза называли его так же, как и он сам себя - Фома. "Знаете, у Пушкина в "Маленьких трагедиях" Сальери о себе и своей музыке говорит как о чем-то высоком, важном, сложном, трудном, и поэтому все это выходит пафосно, хотя и искренне, а Моцарт о себе говорит: ну я там что-то набросал - как-то сна не было. Просто, если не сказать уничижительно. В этой простоте, мне кажется, Петр Наумович и есть. Слова "грандиозно, глубоко-высоко" он отказывается принимать на свой счет", - рассказывала актриса театра Мадлен Джабраилова в интервью "Комсомольской правде".
Накануне своего 80-летнего юбилея Фоменко рассказал в интервью "Российской газете" о своем видении происходящего сейчас в России: "Любить - это значит порой и ненавидеть, и не терпеть чего-то дурного. В этом ведь и тайна того самого патриотизма, о котором сегодня талдычат с утра до ночи. Мы все ищем национальную идею. Чушь. Она сначала является как национальная, а потом как нацистская. Сейчас ничего страшнее нет, чем зарождающийся нацизм, в родном отечестве".
Петр Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве. Сегодня, когда "Мастерская Петра Фоменко" почитается едва ли не последним пристанищем живой традиции русского психологического театра, многим трудно представить, что ее основатель взрывал все традиции и "системы". Московский мальчик предвоенной поры, любитель футбола, искатель приключений во дворах и подворотнях Якиманки, он рассказывает про войну так, что мурашки по коже. В его лице и сегодня угадывается мальчик, который, вымочив в спирте хлеб, подлавливал голубей и нес их домой маме. "Да что вы, разве в Москве голубей ели?!" В ответ - саркастический взгляд из-под бровей и неподражаемая улыбка Фауста и Мефистофеля одновременно. Воспитанный мамой в любви к театру и музыке, после школы он отправился учиться актерскому ремеслу в Школу-студию МХАТ. Откуда и был отчислен на третьем курсе, в год смерти Сталина, за хулиганство и пренебрежение к "великой школе русского театра". Прибавив к музыке филологию (вместе с дипломом филфака пединститута), он поступил на режиссуру в ГИТИС.
В Московском пединституте он познакомился в том числе с Юрием Кимом и Юрием Визбором. Именно он режиссировал популярные тогда в театральной среде первые "капустники", сообщает РБК.
В 1961 году он закончил режиссерский факультет ГИТИСа. В 1960-е годы Фоменко ставил спектакли в московских театрах: в Центральном детском театре, в театре на Малой Бронной, театральной студии МГУ "Ленинские горы", Московском драматическом театре имени Маяковского, театре драмы и комедии на Таганке.
Однако проекты Фоменко в Москве закрывались по соображениям цензуры, что вынудило его уехать в провинцию. Два года мастер работал в Тбилиси, а затем переехал в Ленинград, где работал в городском Театре комедии, в 1977 году став его главным режиссером.
В эти же годы им были поставлены спектакли в московских театрах: "Экзамены никогда не кончаются" по Эдуардо де Филиппо (1976) в театре Советской Армии и "Любовь Яровая" Константина Тренева (1977) в Малом театре.
Одновременно с работой в театре Фоменко трудился на Центральном телевидении. Режиссером были созданы телеспектакли "Новеллы о Ходже Насреддине" (1967); "Пиковая дама" по Александру Пушкину (1969, 1985); "Детство. Отрочество. Юность" (1970) и "Семейное счастье" (1972) по Льву Толстому; "Выстрел" (1979), "Метель" (1982) и "Гробовщик" (1991) по Александру Пушкину. Кроме того, режиссер снял полнометражные художественные фильмы "На всю оставшуюся жизнь" (1975), "Почти смешная история" (1977) и "Поездки на старом автомобиле" (1985).
Покинув в 1981 году Ленинградский театр Комедии, Фоменко возвратился в Москву и начал преподавать на режиссерском факультете ГИТИСа.
Параллельно с педагогической работой Фоменко продолжил ставить спектакли в московских театрах. Среди режиссерских работ Фоменко, созданных в 1980-1990-е годы на сценах различных театров, такие спектакли как "Плоды просвещения" Льва Толстого в театре им. В. В. Маяковского (1985); "Без вины виноватые" Александра Островского (1993) и "Пиковая дама" по Александру Пушкину (1996) в театре им. Евгения Вахтангова; "Калигула" Альбера Камю в театре им. Моссовета (1990), "Великолепный рогоносец" Фернана Кроммелинка в театре "Сатирикон" (1994) и другие.
В 1992 году Фоменко получил звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ).
В 1993 году актерско-режиссерский курс Фоменко (набор 1988 года) получил статус театра - Московский театр "Мастерская П. Н. Фоменко", художественным руководителем которого стал сам мастер.
В 2000 году преподавал в Парижской консерватории, затем ставил спектакли в Comedie-Francaise (2003), а в 2005 году на чеховском фестивале в Москве был показан спектакль поставленный Фоменко на актеров труппы Comedie-Francaise "Лес" Островского.
В 2001 году Петр Фоменко выпустил свой последний курс. В 2003 году он оставил кафедру режиссуры в РАТИ и перестал преподавать.
Петром Фоменко создано более шестидесяти спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси (Грузия), Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).
Созданные им спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий: премии им. Станиславского (1994, 2000), премии "Хрустальная Турандот" (1994, 1996), национальной театральной премии "Золотая Маска" (1995, 2001, 2002, 2006, 2012), премии им. Товстоногова (2001). В 2001 году Фоменко стал лауреатом премии в области культуры и искусства "Триумф".
За свое творчество Петр Фоменко был удостоен многих наград и званий. Он народный артист России (1993), лауреат Государственной премии РФ (1995, 1998, 2002). Был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007), в 2004 году удостоен премии президента РФ.