Российский режиссер Никита Михалков получил в Венеции специального "Золотого льва" за фильм "12". Этот фильм награжден за совокупность работы всей съемочной группы.
"Во-первых, я хочу поблагодарить замечательных русских артистов. Во-вторых, поскольку нам дали премию по совокупности, хочу поблагодарить нашу группу - оператора Влада Опельянца и продюсера Леонида Верещагина. Хочу поблагодпарить жюри, состоящее из великолепных режиссеров. Очень трудно получить их признание", - сказал Михалков, получая премию вместе с исполнителем одной из ролей Сергеем Маковецким.
"Я ничего не ждал, потому что я искренне верил, что эта картина в основном рассчитана на российского зрителя. И самое поразительное, что я вчера впервые смотрел ее сам - вместе со зрителями. И когда я смотрел картину и слушал реакцию зала, я поразился тому, что она была такой же, как я хотел бы получить в России. Меня это так удивило и обрадовало, что я стал думать, что может быть мы что-то получим", - признался режиссер на пресс-конференции.
"Человек - существо жадное. Сначало говорит, что ему все равно и ничего не надо, потом начинает надеяться, что что-нибудь дадут", - добавил он.
Он вспомнил, как 16 лет назад приезжал в Венецию с фильмом "Урга - территория любви". "Я бежал вдоль пляжа в день закрытия фестиваля и думал: "Никита, если бы тебе сказали: "Ты получишь "Золотого льва", но за другую картину. Ты будешь режиссером той картины, которая получит главный приз. Но ты не будешь режиссером "Урги". Я тогда долго думал, когда бежал. И когда я добежал, я решил, что хочу все же быть режиссером "Урги", что бы ни было. И тогда "Урга" получила "Золотого льва", - рассказал Михалков.
"Сегодня я задавал себе тот же вопрос. И мне не нужно было много времени, чтобы решить, что что бы ни было, я хочу остаться режиссером фильма "12". Потому что когда то, что ты говоришь, ты говоришь, потому что не можешь не сказать, это значит - не имеет никакого значения, как это оценят в материальном исчислении, деньгами, призами, славой. Но когда это совмещается, это очень приятно", - добавил он.
"12" длится два с половиной часа, ее действие разыгрывается в замкнутом мужском сообществе (в суде присяжных), а тема самым непосредственным образом связана с войной – только не иракской, как фильм "К печати" Брайана де Пальмы, а чеченской. Есть в фильме и типичный для венецианского конкурса дух киномании: "12" – ремейк классического фильма Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин".
Интеллектуальный триллер Никиты Михалкова "12" выходит в год 50-летия фильма Люмета. Действие перенесено в наши дни. Судят чеченского подростка, обвиненного в убийстве приемного отца - русского офицера. Суд происходит в школьном спортзале. Фильм Михалкова идет на час дольше картины Люмета, что не делает его менее напряженным: режиссер не только умело раскрутил детективную интригу, но и наполнил ленту юмором и колоритными характерами, отмечает "Российская газета".
У героев нет имен, только номера. Зато каждому дан свой момент истины, когда он может в монологе рассказать свою историю. Чтобы сделать идею ленты (каждый человек имеет право на справедливый суд) более осязаемой, автор выводит действие из замкнутого пространства: дает предысторию: детство подсудимого, его мать, его отчима - русского офицера, женившегося на чеченке.
Заседание затягивается: герои увлекаются проверкой обвинения. Они проводят следственный эксперимент, шаг за шагом опровергая прокурорские доказательства. Присяжные начинают примерять судьбу юного чеченца на себя и так вводят в действие такое необходимое человеческое качество, как сочувствие.
В "12" подана "еврейская тема", воплощенная в герое Валентина Гафта, - он мудро терпелив, философски отражает антисемитские нападки "защитника" русского народа, наблюдает за происходящим словно из театральной ложи. Кавказцы изображены как народ гордый, античный в облике и в понятиях о чести.
Как отмечает РГ, главный сюжет картины: возвращение людям человеческого обличья. Из равнодушия и социальной анемии вырастает нечто общественно активное, способное критически мыслить и соизмерять свои импульсивные страсти с нормальными гуманистическими критериями. Каждый круто меняет свои взгляды, сборище на глазах становится гражданским сообществом. Здесь наступает час председателя собрания, которому предстоит все подытожить и вывернуть наизнанку. Эту роль Никита Михалков отвел себе.
Фильм "Зона" мексиканского кинорежиссера Родриго Пла удостоен сегодня премии Луиджи Де Лаурентиса "Лев будущего" как дебютант на 64-й выставке кинематографического искусства в Венеции.
Премию "Озелла" за лучшую операторскую работу в фильме Энга Ли "Вожделение, осторожность" получил Родриго Прието.
Хафсия Херзи получила приз Марчелло Мастрояни за лучший актерский дебют в фильме французского режиссера Абделлатифа Кешиша "Рыбный кускус".