Напомним, Кирилл Серебренников сменил Сергея Яшина на посту художественного руководителя Театра имени Н.В. Гоголя. Помимо этого, сменился и директор - место Анатолия Шлаустаса, много лет проработавшего в тандеме с Яшиным, занял Алексей Малобродский.
Причиной перестановок стал тот факт, что, как сказано в пресс-релизе, подготовленном в Департаменте культуры, театр в последние годы был в числе аутсайдеров среди городских театров. В среднем в течение года, количество зрителей, посетивших театр, не превышало 80 тысяч человек, при этом в большом зале - 700 мест. Посещаемость Театра имени Н.В. Гоголя в прошлом году, в течение которого была выпущена только одна новая постановка, составила всего 36%. Театр заработал 18 миллионов рублей, что, как сказано в пресс-релизе, сопоставимо с доходом 100-местных театров.
Другой причиной решения о смене руководства стало географическое положение театра - за последние годы в районе станции метро Курская появились заметные творческие центры. В этих условиях, обуславливающих жесткую конкуренцию за зрителя, театр нуждается в качественных переменах.
"На сегодняшний момент Театр Гоголя - один из самых малопосещаемых театров города. У него около 30% заполняемости зала, включая детские спектакли, новогодние показы и антрепризу по понедельникам. Нам кажется, что данная площадка может иметь другую культурную жизнь. Это востребованное место, расположенное в центре города, но, на наш взгляд, очень мало людей сюда ходит", - сказал глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков, который встретился во вторник с труппой театра.
Кирилл Серебренников, с которым в течение месяца велись переговоры, планирует коренную реформу, которая должна привести к возникновению театра нового типа в сравнении с традиционной репертуарной моделью.
"Мне было предложено возглавить театр, я подумал и предложил вариант, на который согласился Департамент культуры. Мой проект связан с достаточно радикальными действиями, которые превратили бы театр в нечто совершенно новое, с учетом меняющейся культурной ситуации. С учетом того, что происходит вокруг, - с учетом активной деятельности таких творческих кластеров, как Artplay, Gazgolder, "Арма", "35 мм". Детально я про все расскажу в октябре, когда вернусь из запланированной ранее рабочей поездки. Коротко - смысл моей концепции в том, что этот театр, вернее, центр, будет основан на других принципах, нежели репертуарный театр. Я надеюсь, что здесь будет несколько резиденций, в октябре мы подробно расскажем, кого пригласим", - рассказал Кирилл Серебренников.
Он добавил, что профессиональные артисты труппы Театра имени Н.В. Гоголя смогут найти себе место в театре нового типа.
"Если говорить о проектном принципе существования центра, то вполне вероятно, что профессиональные, хорошие артисты найдут работу в новых проектах", - сказал Серебренников.
Сергей Капков добавил, что труппа по-разному встретила изменения.
"Мы просидели два с половиной часа, мы рассказали о перспективах, мнения есть разные, но, думаю, большинство артистов труппы продолжат работу. Актерская профессия так устроена, что человек может служить и в этом театре, и играть спектакли в другом. Они могут быть востребованными и другими режиссерами, на других площадках. Мы начнем работать, а там посмотрим", - заключил он.
Помимо этого, в театре предполагается ремонт - эту задачу, в первую очередь, возьмет на себя новый директор театра Алексей Малобродский.
"В ближайшие два месяца я буду проводить мониторинг технического и организационно-финансового состояния театра. О необходимости капитального ремонта тоже можно будет сказать после изучения этого вопроса, но, боюсь, это неизбежно. Надеюсь, что если театр будет вынужден остановить свою работу на какое-то время, то это будет совсем короткий срок. По первому впечатлению, архитектура театра позволяет проводить какие-то поэтапные работы, не закрывая здания, но это только первое впечатление, пока я не готов говорить точнее", - сказал Малобродский.
Кирилл Серебренников добавил, что театр сможет приступить к полноценной творческой работе в новом качестве ориентировочно в феврале.
"Те спектакли, которые объявлены на август и сентябрь, разумеется, будут идти, потому что это ответственность и обязательство перед зрителями. А дальше, видимо, театр закроется на ремонт, реставрацию, техническое переоснащение. К февралю мы попробуем открыться уже в новом качестве", - сказал Серебренников.
По словам главы Департамента культуры Москвы, назначение Кирилла Серебренникова в Театр Гоголя - это пример нового подхода к управлению московской культурой. Как сказал Капков, культура нуждается в людях, способных менять пространство вокруг себя и формулировать смыслы.
"Мы отказались от практики подписания так называемых бессрочных трудовых договоров с руководителями театров. У Кирилла Семеновича контракт на три года. Мне кажется, что года будет достаточно для создания концепции, а в течение дальнейших двух лет мы будем отслеживать работу театра, оценивать ее - не только по своим внутренним ощущениям, но и с помощью экспертов из Союза театральных деятелей, "Золотой маски", критиков. Внимание прессы нас тоже волнует", - рассказал Капков.
По его словам, любой руководитель театра должен иметь концепцию развития на ближайший год.
"Та же ситуация была с Меньшиковым, когда он принял Театр Ермоловой. Он пришел со своей концепцией, осенью она будет представлена публично, сейчас там идет ремонт. Он закрыл около 20 спектаклей театра, но мы знаем, что он готовит новые", - сказал Капков.
По мнению главы департамента культуры Москвы, в культуре нужны люди, которые меняют вокруг себя пространство, меняют город.
"У каждого учреждения культуры - музея, парка или библиотеки - должен быть смысл, оно должно отвечать на вопрос - про что это и зачем. И когда мы видим, что в театр за год пришло 80 тысяч человек, это значит, что он не определил свое место в городе. Можно ругать зрителя, критика, но понятно, что неправильно выбрана стратегия развития театра", - пояснил Капков.
Кирилл Серебренников планирует вплотную заняться делами театра - после поездки в Германии для постановки оперы "Американская Лулу" в октябре он представит свою концепцию развития театра. Другие свои проекты режиссер бросать не намерен - он продолжит участвовать в делах "Платформы", на которой обосновались его ученики по Школе-студии МХАТ.
"Разумеется, здесь придется серьезно пахать, потому что случай интересный и сложный. Но "Платформа" остается, она будет прирастать новыми проектами, здесь будет происходить много нового. А в Театре Гоголя мы, при поддержке департамента, надеемся сделать такое "место силы" - место, куда придет молодая, динамичная аудитория", - поделился своими планами Кирилл Серебренников.
Сергею Яшину, руководившему театром 25 лет, по словам Капкова, будут предложены варианты дальнейшего трудоустройства.
"С Сергеем Яшиным мы расстались по договоренности сторон. У него нет к нам претензий, у нас к нему тоже. Театральная система Москвы достаточно замкнутая. В течение двух месяцев мы будем искать Сергею Ивановичу предложения о работе. Он большой профессионал, и я думаю, что он будет востребован", - сказал глава Департамента культуры.