Как сообщил во вторник советник главы Росохранкультуры Евгений Стрельчик, "по предварительным оценкам, стоимость похищенного составляет несколько миллионов долларов", сообщает "Интерфакс".
"Точное число похищенных рисунков пока установить не удалось - проверка в РГАЛИ продолжается", - отметил Стрельчик. Кроме того, по его словам, "в ходе проведенных мероприятий Росохранкультуре уже удалось выявить на внутреннем антикварном рынке и за рубежом 274 рисунка Чернихова, похищенные из РГАЛИ, которые будут переданы Росархиву".
"Эксперты оценивают стоимость обнаруженных рисунков в 1,3 млн долларов", - подчеркнул Стрельчик. По его словам, "началось все с девяти рисунков, которые были проданы 22 июня этого года на торгах аукционного дома Christie's".
Яков Чернихов
Яков Чернихов родился в 1901 году, окончил Одесское художественное училище (1914), приступил к занятиям в петербургской Академии художеств. Призванный на военную службу в 1916, демобилизовался лишь в 1926, однако сумел попутно завершить свое образование, окончив в 1925 Высший художественно-технический институт (Вхутеин, бывшая Академия художеств) со званием "архитектора-художника". Работал на строительстве, пройдя путь от бригадира до проектировщика. В последней должности служил в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и других учреждениях. Приглашенный преподавать в Московском архитектурном институте (МАрхИ), в 1936 переселился в столицу.
Мастер достиг творческой зрелости в тот период, когда архитектурный авангард уходил с авансцены советской культуры, оставаясь в статусе чисто "бумажной" архитектуры, проектных фантазий, либо же чистой теории. Чернихов отразил этот процесс с максимальной обстоятельностью в своих книгах Искусство начертания (1927), Геометрическое черчение (1928), Основы современной архитектуры (ОСА; 1930), Орнамент, Конструкция архитектурных и машинных форм и Архитектурные фантазии (1933).
Тексты здесь сопровождает огромное количество виртуозных рисунков, соединяющих гибкую ритмику модерна с конструктивистской футурологией либо с мифопоэтическими грезами архитектурного экспрессионизма ("Везде и всюду заменяйте слово графикой", - этот лозунг звучит уже в первой из его книг).
Чернихов уточнил и развил свои идеи, активно работая как педагог. От более традиционных чертежных систем перешел в этой области к циклу Аристография, демонстрирующему (в виде графических таблиц) возможности чисто формальной комбинаторики (цикл обозначен греческим неологизмом, который можно перевести как "изображение лучшего"). Позднее в его сериях возобладало историко-ретроспективное начало (листы Архитектурная романтика, 1930-1944; Старые города, 1933-1943).
Умер Чернихов в Москве 9 мая 1951. Интерес к его творчеству возрос в 1980-е годы в связи с распространением методов и образов постмодернистского архитектурного концептуализма.
В конце июля Эрмитаж сообщил о пропаже 221 экспоната из Русского отдела
Исчезновение экспонатов из хранения Русского отдела было выявлено в ходе плановой внутренней проверки. Ориентировочная стоимость украденного - около 130 миллионов рублей. Среди похищенных экспонатов большое количество культовых предметов, таких как напрестольный золоченый крест 1806 года, два золоченых креста-мощехранительницы 1760 и 1814 года, пять золоченых чаш - потиров середины XVIII-середины XIX веков. В списке украденного - крест серебряный, золоченый XVIII века, потир серебряный золоченый 1824 года, восемь серебряных крестов-мощехранительниц, шесть серебряных золоченых потиров, складень резной из кипарисового дерева, в окладе из оксидированного серебра конца XIX, серебряная лампада. Среди пропавшего - около 90 икон и образов, в числе которых - икона Христа в серебряном, золоченом окладе 1889 года, икона Спаса Нерукотворного 1873 года, образ Христа Вседержителя в серебряной золоченой рамке с филигранью начала XX века, икона Богоматери "Умиление" в шитой жемчугом ажурной ризе с уральскими самоцветами, в серебряном золоченом окладе с чеканным орнаментом 1770 года, икона на дереве Богоматери в серебряном золоченом обрамлении 1915 года. В списке пропавших вещей также значатся кольцо золотое с бриллиантом и жемчужиной фирмы "Фаберже", две пары золотых часов XIX века, две серебряных золоченых пудреницы начала 20-го века, золоченая солонка в виде фигурного ларца конца XIX века, песочница стеклянная, серебряные чайник, кофейник, молочник, сахарница, сухарница, чаша с эмалью, серебряная брошь начала XIX века, брошь золотая с сапфиром XIX века, серебряные ножи, портсигары. Расследованием кражи ценностей из Эрмитажа занимается Генеральная прокуратура России. Дело было возбуждено 31 июля этого года прокуратурой Санкт-Петербурга по пункту "б" части 4 статьи 158 УК РФ (кража, совершенная в особо крупном размере). Следствие по делу проводилось Главным следственным управлением ГУВД Петербурга и Ленинградской области. "Для его раскрытия Генеральной прокуратурой РФ совместно с министерством внутренних дел сформирована следственно-оперативная группа из наиболее опытных и квалифицированных следователей и сотрудников органов внутренних дел", - говорится в сообщении Гепрокуратуры. По делу о краже экспонатов из фондов Государственного Эрмитажа задержаны трое подозреваемых. Среди них - муж и сын хранительницы Эрмитажа Ларисы Завадской, скончавшейся некоторое время назад на рабочем месте, а также частный коллекционер 39-летний Максим Шепель. Все они арестованы по решению суда.
Несколько похищенных экспонатов, пропавших из Эрмитажа, были подброшены к зданиям правоохранительных органов. Часть похищенных эскпонатов вернули государству частные лица, поняв их происхождение.