"Если говорить о посещаемости, то, безусловно, аудитория десятого выпуска "Манифесты" оказалась самой большой. Этому способствовали и выбор площадки - Эрмитаж - с большой посещаемостью, и тот факт, что "Манифеста" впервые проводилась в мегаполисе", - цитирует ТАСС сообщение оргкомитета мероприятия.
По подсчетам организаторов, за период проведения "Манифесты 10" с 28 июня по 2 ноября основную выставочную площадку - эрмитажное Восточное крыло Главного штаба - посетили 89 тыс. 935 человек. В их числе 1428 представителей иностранной и российской прессы, 1078 иностранных и российских профессионалов, а также 6535 школьников в составе групповых экскурсий. Более 5 тыс. человек осмотрели экспозицию "Манифесты" бесплатно - в последние два дня (1 и 2 ноября) всем желающим была предоставлена возможность свободного посещения Главного штаба.
"Зимний дворец, где была представлена треть экспозиции (15 проектов), за время проведения выставки посетили более 1,3 млн человек. Вычленить точное количество людей, которые посмотрели объекты "Манифесты", не представляется возможным. Оценочно можем назвать число 600 тыс. человек", - сообщили представители оргкомитета.
Из запланированных проектов "Манифесты", по словам организаторов, состоялись все.
В основном проекте биеннале приняли участие художники-представители более чем 25 стран.
В рамках Образовательной программы биеннале прошло 14 диалогов об искусстве с приглашенными спикерами. Проведено также более 50 мастер-классов для детей, семей с детьми, школьников, различных сообществ. На протяжении всего лета действовала мобильная платформа биеннале - Дача Манифеста 10. В рамках Публичной программы проведено более 70 мероприятий на 17 городских площадках. "Общее количество людей, вовлеченных в события биеннале за пределами стен Эрмитажа, превысило 42 тысячи человек", - подсчитали организаторы.
"Манифеста" (Manifesta) считается наиболее влиятельной биеннале современного искусства. Она была основана в Нидерландах в начале 1990-х годов как ответ на новые социальные, культурные и политические реалии, сложившиеся после окончания "холодной войны". "Кочующая" биеннале в этом году впервые перешла границы Европы и оказалась в России. Запланировав десятую "Манифесту" в Санкт-Петербурге, европейские организаторы минувшей весной чуть не отказались от ее проведения из-за осложнения политической обстановки, но в коне концов решили не менять планы. Эстафету проведения европейской биеннале современного искусства Санкт-Петербург передаст Цюриху.