Владелец коллекции магнат-судовладелец Фред Ольсен рассказал The Times, что его отец, спасший десятки картин Эдварда Мунка от уничтожения нацистами, также спас немецкого еврея-врача.
77-летний миллиардер вспомнил, как в 1938 году его отец Томас Ольсен спас произведения искусства и добился освобождения из концлагеря берлинского врача, который спас жизнь самому Ольсену.
Ольсен приехал в Берлин в 1938 году, чтобы лечиться от язвы желудка у врача Фрица Хиршберга. Вскоре после операции он узнал от своей бывшей одноклассницы из Норвегии, что врача и его 84-летнюю мать отправили в концлагерь. Ольсен использовал свои контакты, чтобы попытаться его вызволить. Врачу удалось бежать в Швецию, но его мать убили.
После того, как нацисты назвали работы Мунка развратом, Ольсен сумел вывезти коллекцию его работ из Германии и после оккупации Норвегии в 1940 году спрятал 36 картин на семейной ферме в горах в далеком районе Ваагаа, где они хранились до освобождения страны в 1945 году.
На вопрос о том, почему он продает картины, Ольсен ответил, что в Норвегии хранятся тысячи работ Мунка, но в данный момент музеи выставляют лишь незначительное их количество. "Я пытаюсь реализовать то, на что надеялся мой отец, - что Мунк будет так же известен и почитаем, как импрессионисты. Этого не будет, если за границей его работ будет мало", - отметил миллиардер.
Отец Ольсена дружил со своим соседом Мунком в поселке недалеко от Осло. Ольсен купил многие его картины в конце 1920-х, создав коллекцию, которая включала версию "Крика", выставленного в Национальной галерее Вашингтона. Работа "Летний день" (1904 год), по оценкам, должна принести около 3,5 млн долларов, но в то же время может побить рекорд 1996 года, когда картина "Девушки на мосту" была продана за 4,4 млн фунтов (Полный текст на сайте Inopressa.ru).
Справка
Эдвард Мунк - норвежский живописец и график. В 1880-1900 годах жил во Франции, где испытал влияние постимпрессионизма, а также в Германии и Италии. Мировоззрение художника формировалось под воздействием творчества писателей-символистов, что определило его частое обращение к характерным для символизма вечным мотивам смерти, угасания, одиночества, тревоги.
Творчество Мунка с начала 1890-х годов развивалось в русле складывавшегося стиля модерн ("Сестра художника", "Девушки на мосту"), но обнаруживало и ряд новых черт, в числе которых - жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет, усиливавшие трагическое звучание образов и предвосхитившие возникновение экспрессионизма ("Крик").
Большинство картин 1890-х - 1910-х годов Мунка входят в незавершённый цикл "Фриз жизни". Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи, писал станковые произведения разного, в том числе лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. (По материалам сайта "История изобразительного искусства".
В Москве тоже есть картина Эдварда Мунка - она хранится в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Это картина "Белая ночь. Осгардстран" ("Девушки на мосту"). Холст, выполненный маслом, был представлен среди экспонатов выставки "Россия-Норвегия", которая недавно демонстрировалась в Осло.