Выставку открыли министр иностранных дел России Сергей Лавров и зампредседателя Совета министров, глава МИД Италии Джанфранко Фини. "Эта выставка является наглядным свидетельством поистинепартнерских отношений между нашими странами", - сказал Сергей Лавров, выступая на церемонии открытия.
По его словам, "сегодня для российско-итальянского взаимодействия характерны глубина и доверительность политического диалога". Особый характер отношений РФ и Италии находит отражение в уникальных совместных проектах в различных областях, продолжил министр.
Сергей Лавров напомнил, что идея проведения выставки возникла в ходе двусторонних контактов и была одобрена президентом РФ Владимиром Путиным и президентом Италии Карло Чампи, которые предоставили выставке свой патронат, сообщает "Интерфакс".
Со своей стороны, Джанфранко Фини отметил "динамизм в сотрудничестве Москвы и мира в политической, экономической и социальной областях". В настоящее время, отметил он, российско-итальянские отношения переживают "необычайный исторический момент".
"Само название - "Россия-Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича" - говорит о ее масштабности и значимости", - заявила на пресс-конференции, предшествующей открытию выставки, директор МГИИ имени Пушкина Ирина Антонова.
Совместная работа по организации выставки специалистов двух стран велась 4 года. В результате в экспозиции рядом с лучшими российскими полотнами разместилось около двухсот работ из 40 самых крупных музеев и галерей Италии. Как отметила Ирина Антонова, больше половины из них - шедевры. Всего же свыше 100 музеев двух стран представили для экспонирования свои лучшие произведения.
Стимулом для организации подобной выставки послужила общность культурных и религиозных истоков, их византийское происхождение, пояснила директор ГМИИ им. Пушкина.
На выставке экспонируются знаменитые ранние иконы, в том числе Андрея Рублева, Дионисия. Обращает на себя внимание церковная чаша, изготовленная из серебра и позолоты около 900 лет назад. В Италии в ХШ-ХIV веках возникают такие имена, как Дуччо из Сиены, Паоло Венециано и их современник Джотто, первым порвавший с византийской традицией. Его композиция "Св. Стефан" - одно из лучших произведений великого мастера - представлено на выставке. Рядом разместились полотна Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Микеланджело.
Совершенно неожиданно для себя искусствоведы во время формирования экспозиции обнаружили большое сходство в творчестве художников Алесандро Маньяско, Франческо Гварди и Бернардо Белотто, с одной стороны, и Ивана Никитина, Федора Алексеева, Дмитрия Левицкого и Владимира Боровиковского - с другой, сообщает ИТАР-ТАСС.
Выставка завершается работами авангардистов начала ХХ века - Михаила Ларионова, Василия Кандинского, Казимира Малевича. "Работу Шагала "Над городом" удалось с трудом получить для экспонирования и то всего на две недели", - добавила Антонова. Эта выставка до Москвы прошла с большим успехом в Риме.