Показанный режиссером средневековый ад, полный грязи, нечистот, соплей, дерьма, паразитов и насилия - крайне тяжелое зрелище, признает The Times. Однако это лучшее, что было снято за последние годы.
The Guardian отмечает маниакально-неистовое и странно замедленное движение хаоса в кадре. Издание проводит параллели со "Сталкером", снятым Андреем Тарковским по другому произведению братьев Стругацких.
"Это действительно достоверный и вдохновенный кошмар, который открывает сюрреалистическую панораму", - говорится в рецензии. Как отмечается, Алексей Герман выстроил диалоги героев так, что они делают фильм еще более похожим на дурной сон, напоминая Кафку и Босха одновременно.
"Представьте, что вы находитесь в чистилище: это средневековье, и это другая планета. Вы шагаете через дым, грязь, навоз, дерьмо, мимо висящих туш, некоторые из них человеческие, через гниль и вонь, по следам дона Руматы", - предлагает Financial Times, называя разворачивающиеся в картине действия "часом пик в Дантовом аду".
Но эта адская среда на самом деле только подчеркивает способность человеческого сострадания существовать в самые темные времена, отмечает TimeOut. "Трудно быть богом" испытывает на прочность как самого героя, так и зрителей, заставляя их понимать необходимость оставаться человеком в мире зла.
"Трудно быть богом" снят по мотивам одноименной повести братьев Стругацких. Работа над картиной продолжалась более 10 лет и завершилась уже после смерти режиссера, скончавшегося 21 февраля 2013 года. Фильм повествует о погруженной в глухое Средневековье планете, где работают наблюдатели-земляне. Они пытаются бережно исправлять ход событий, не нарушая развития истории.
Главный герой, дон Румата Эсторский, осознавая свою задачу сохранения нейтралитета, тем не менее не выдерживает, когда в Арканаре (одном из городов планеты) захватывает власть "черное братство", свергнувшее господство "серых", столь же отвратительных, но не столь кровавых. Румата берется за меч, чтобы покарать злодеев, и тем самым нарушает все правила и закономерности, вмешиваясь в чужой исторический процесс.