В вышедшей недавно книге "Ухо Ван Гога: Поль Гоген и заговор молчания" (Van Goghs Ohr: Paul Gauguin und der Pakt des Schweigens) они выдвигают следующую версию произошедшего: опытный фехтовальщик Гоген отсек ухо Ван Гога, защищаясь от нападения. Потом оба художника замолчали эту историю, поскольку в противном случае Гоген попал бы в тюрьму.
Инцидент произошел в 1888 году в Арле на юге Франции. По версии Кауфмана и Вильдеганс, у Ван Гога произошел припадок болезни, делавшей его агрессивным, и он набросился на Гогена, который заявил ему, что решил уехать. Тогда Гоген отсек мочку его левого уха, хотя неясно, было ли это сделано случайно или намеренно.
Кауфман полагает, что косвенное подтверждение этой теории есть, в частности, в письме Ван Гога его брату Тео, где он пишет: "К счастью, Гоген <…> пока не вооружен пулеметом или другими опасными военными машинами".
Согласно официальной версии, Ван Гог в припадке душевной болезни отрезал себе мочку уха бритвой после ссоры с Гогеном. Сведения о происшествии 23 декабря 1888 года исходят от Гогена и от полицейских Арля. Последние обнаружили окровавленного Ван Гога утром 24 декабря и доставили его в больницу. По их данным, Ван Гог показывал кусочек завернутого в газету уха знакомой проститутке по имени Рашель.
Впоследствии весь этот эпизод из жизни голландского художника был сочтен одним из признаков нараставшей душевной болезни, которая, в конце концов, привела его к самоубийству. Версия Поля Гогена гласила, что два друга-художника поссорились, Гоген вышел из дома и отправился ночевать в близлежащую гостиницу. Оставшись один, расстроенный Ван Гог отрезал себе бритвой мочку уха.
По мнению исследователей, после инцидента Гоген выбросил рапиру в Рону. Ханс Кауфман считает, что Гоген, больше никогда не видевшийся с Ван Гогом, раскаивался в содеянном. В частности, он написал свою версию "Подсолнухов" в 1901 году - в память об умершем друге.