"Мы видим час рождения российского гражданского общества, а любые роды - это риск", - продолжает он. "Ситуация драматическая, многие хотят быть повитухами. Так же, как мы беспокоимся за близких людей, я боюсь за мать-Россию и за то, чтобы выжила ее дочь - демократия. Я стою с букетом у роддома и надеюсь на лучшее".
По его словам, новая Россия будет "здоровой, в отличие от 1991 года, когда рушился СССР. Тогда говорили о демократии, хотя демократии не было. Все еще стояли обеими ногами в прошлом, в то время как должны были строить будущее. Теперь на демонстрации выходят молодые люди, уже прибывшие в XXI век".
Прогнозов о том, будет ли кровопролитие, музыкант не дает, но видит важнейшую задачу для себя в том, чтобы его предотвратить.
Он соглашается с утверждением интервьюеров, что Россия стала свободнее, чем СССР. "Многие сейчас думают о будущем, но довольно большая часть общества по-прежнему реакционна. Владимир Путин - анахронизм. Тогда нас тошнило от брежневского соцреализма, бесконечных маршей, унылой эстрады. Говорили, что в центре искусства - человек. Но этот человек был пустой и мертвый, как плакат. Сегодня людей тошнит от эстетики Путина. Она безжизненна. Раздутый псевдорусский стиль", - критикует Шевчук.
На вопрос, как характеризует Путина то, что он слушает "Любэ", Шевчук отвечает, что Путин, вероятно, любит Россию, но они любят страну по-разному. "Патриотизм Путина - патриотизм плакатов и парадов победы. Мой состоит в том, чтобы видеть в родине не только хорошее, но и плохое", - говорит музыкант.
На вопрос о том, было ли ему страшно перед эфиром с Путиным в мае 2010 года, Шевчук ответил, что предвкушал эту встречу и хорошо спал накануне. "Я был на войне в Чечне и знаю, что перед наступлением надо быть в форме", - говорит он. По его словам, Путин после встречи прислал ему благодарственную телеграмму, однако "ДДТ" уже давно нельзя выступать на российском телевидении.
На вопрос, почему Путин до сих пор пользуется популярностью, Шевчук ответил, что его поддерживают бюджетники: полицейские, чиновники, учителя, пенсионеры. "За последние 20 лет они много страдали. Когда у детей в животе урчит, им не до свободы. Они - мои земляки, и мне важно, чтобы мы не смотрели на них свысока. Но я могу для них петь и таким образом говорить им: "Не будьте стадом!".
Путинский рецепт успеха Шевчук описывает с помощью военного образа: "Путин ползет вперед. Со всех сторон стреляют. Там один упал, тут другой отдал концы, спереди, сзади. Путин просто ползет дальше, хладнокровный и прямолинейный. Он не сомневается в себе и убежден в своих принципах. Это придает ему сил".
"Путин глубоко убежден в том, что Россией нужно управлять сильной рукой. Он видит это как смесь партийного государства, царизма и православной церкви. Как великую державу, которую уважают, потому что боятся. Силен не Путин, а идеология, которую он олицетворяет. Она тоталитарная, вчерашняя", - говорит Шевчук.
"Путин - как Фома неверующий, - продолжает Шевчук. - Он верит только в то, что может потрогать, и в то, что он сам видел: в Советский Союз".
По словам Шевчука, Путин создал слегка модернизированный вариант СССР. "Ленин провозгласил лозунг: коммунизм - это советская власть плюс электрификация всей страны. Сегодня у нас нечто вроде советской власти с горой нефтедолларов. Путин видит народ ребенком, а себя - отцом нации. Как новый Король-Солнце, Людовик-2012; это миф и видимость", - рассуждает он.
Шевчук подчеркивает, что не хочет отказывать Путину и правительству в возможности измениться к лучшему. На вопрос о мечте он говорит: "Может быть, я еще увижу русского Махатму Ганди, политика, который заботится не только о собственном бумажнике". Он также приводит в пример Рахметова.
Однако, по его словам, России, возможно, нужен деятель наподобие Михаила Прохорова - "прагматик, который просто модернизирует нашу экономику, чтобы мы могли преодолеть нашу наркотическую зависимость от нефти и газа".
На вопрос, не думал ли он сам стать политиком - "русским Вацлавом Гавелом" - Шевчук ответил, что ему не хватает честолюбия и политической программы. "Меня постоянно и бесконечно грызет червь сомнения", - говорит он, сомнения помогают ему как артисту, но не дают быть политиком.
Рассказывая о поездке на войну в Чечню, Шевчук заметил: "Общество равнодушно - и именно это мы сейчас должны изменить".
"Я не мессия. Но я знаю, что русский рок говорит с миром. Мое поколение я списал, но я верю в российскую молодежь. Она свободна и незашорена. Молодежь должна подхватить знамя свободы. Я молюсь за то, чтобы ее не сломали", - заключает Шевчук.