"Британский музей - это музей мира, для мира, и ничто не демонстрирует это лучше, чем скульптура из Парфенона, которую мы временно передаем санкт-петербургскому Эрмитажу в честь его 250-летия", - написал в блоге музея его директор Нил Макгрегор.
Безголовая скульптура полулежащего Илиссоса будет выставлена в Эрмитаже уже в субботу и останется там до 18 января.
Выставка, на которую передана скульптура, проводится в честь отмечаемого в этом году 250-летия Эрмитажа, основанного в 1764 году. Одним из первых важных приобретений музея стала купленная в 1779 году императрицей Екатериной II коллекция произведений искусства, принадлежавшая британскому политику Роберту Уолполу.
Предварительное решение предоставить статую Эрмитажу для временной экспозиции было принято в октябре. Однако до последнего момента было неясно, состоится ли проект. Совет попечителей Британского музея окончательно дал "добро" на путешествие мраморной фигуры в Россию 15 дней назад, сообщает ТАСС со ссылкой на британскую The Times. Газета приводит слова директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, который назвал решение Британского музея "очень волнующим и важным жестом", а саму статую - "самым важным произведением", которое прибудет в Эрмитаж для экспозиции в год его 250-летнего юбилея.
Изображение Илиссоса наряду с другими статуями некогда украшала древнегреческий храм Парфенон на афинском Акрополе. Эта скульптура входит в число так называемых "мраморов Эльджина" - собрания древнегреческого искусства, которое в начале XIX века вывез из Афин британский дипломат лорд Эльджин. В 1816 году скульптуры Парфенона, которые в Британии называют "мраморами Эльджина", были выкуплены британским государством и выставлены в Британском музее. Статуи и барельефы, находящиеся в Лондоне, представляют собой примерно третью часть сохранившихся до наших дней украшений афинского храма Парфенон, который считается наивысшим достижением искусства классической Греции. Остальная их часть остается в Афинах.
В этой связи, отмечает The Times, первое путешествие за границу античной статуи может стать новым поворотом в споре между Великобританией и Грецией. Афины не признают мраморные шедевры Парфенона собственностью Британского музея и требуют их возвращения. Британские власти отвергают эти требования.
Греция уже на протяжении 40 лет добивается возвращения шедевров. Она предлагает провести переговоры с Великобританией под эгидой ЮНЕСКО, культурной организации ООН. Недавно Афины посетили консультирующие греческое правительство по этому вопросу британские адвокаты, в числе которых была Амаль Аламуддин-Клуни, супруга американского актера Джорджа Клуни. Она и ее коллега Джеффри Робертсон провели переговоры с премьер-министром Греции Антонисом Самарасом и обсудили возможные пути возвращения "мраморов Эльджина".
Директор Эрмитажа: музей присутствует во всем мире, и "нас оттуда уже не выгнать!"
Накануне празднования 250-летия музея директор Эрмитажа Михаил Пиотровский признался в интервью "Российской газете", что период его руководства, а это последние 25 лет, "положение было столь кризисным, что Эрмитажа могло и не быть". Однако, подчеркивает Пиотровский, музей не только выжил, но добился того, что его общественная роль сегодня выше, чем была в советское время: "Да, тогда гордились Эрмитажем, но и только. Мы же сегодня имеем право настаивать на том, что Эрмитаж - это некий эталон. Образец того, как общество должно жить и оценивать себя".
"Сегодня Эрмитаж - глобальный энциклопедический музей, присутствующий во всем мире. И нас оттуда уже не выгнать! Эрмитаж всюду несет Россию и служит очень важным культурным мостом. И еще у нас сейчас появляется новая миссия - сохранение культурных связей", - считает Пиотровский.
"Оказалось, что наш выход из проблем как раз в глобализации, в глобальности. В очень сложное время мы вышли в большой мир, Эрмитаж стал игроком на мировой глобальной арене и зазвучал так, как никогда не звучал", - сказал он.
Пиотровский считает, что из "мифов" об Эрмитаже должны исчезнуть "фантастические представления о запасниках, в которых неизвестно что хранится". "Одним кажется, что какая-то запретная арт-порнография, другим - что великие шедевры... Заработает по-настоящему наше открытое фондохранилище, и все поймут", - заверил директор музея.
Пиотровский рассказал, что музей не будет больше расширяться, а главные изменения в ближайшие годы будут связаны с пополнением коллекции. "Наверное, надо будет думать и о науке, об углублении знания. Каталоги, коллекционирование, все это важно, но, я думаю, появится наука каких-то глубинных знаний музейного дела, философствования на основе музейных коллекций", - прогнозирует директор Эрмитажа.