"Владимир скончался сегодня ночью дома от продолжительной болезни", - рассказала вдова писателя Лидия Орлова.
Мгновенную известность и славу Орлову принес в 1980 году роман "Альтист Данилов", положивший начало серии произведений писателя в русле "фантастического реализма".
Владимир Викторович Орлов родился в Москве 31 августа 1936 года, детство провел в эвакуации в Марийской ССР. В 1954-1959 годах учился на факультете журналистики МГУ. С 1959 года работал корреспондентом "Комсомольской правды" на стройках железнодорожной магистрали Абакан - Тайшет и Саяно-Шушенской ГЭС.
Орлов - автор цикла очерков "Дорога длиною в семь сантиметров" (1960) и романа "Соленый арбуз" (1965), основанном на материале сибирской "стройки века" и написанном под явным влиянием исповедальной прозы Василия Аксенова. После публикации в 1969 году романа "После дождичка в четверг" Владимир Орлов перешел на профессиональную писательскую работу.
Принесший писателю славу "Альтист Данилов" стал первой частью цикла "Останкинские истории", в который также вошли "Аптекарь" и "Шеврикука, или Любовь к привидению". По "Альтисту Данилову" поставлена одноименная опера, готовится к производству четырехсерийный художественный фильм.
Под конец жизни прозаик выпустил несколько книг, последняя из которых - "Земля имеет форму чемодана" - увидела свет в 2013 году.
С 1965 года Орлов был членом Союза писателей СССР. Его наградили "Знаком Почета", кроме того, Орлов стал лауреатом премии Москвы в области литературы и искусства, а также премии имени Валентина Катаева.
Владимир Орлов преподавал в Литературном институте им. Горького и очень жестко и беспощадно отзывался о современном состоянии литературы в России. Пять лет назад в интервью "Русскому репортеру" он заявил, что сейчас литературы "просто вообще почти нет". "То есть сам термин "писатель" превратился неизвестно во что. У нас сейчас все "пишут книги". Причем даже не могут сообразить, что книгу не пишут - пишут повести, романы, рассказы. Даже в книгах жалоб делают записи, но их не пишут. Но этим овощам, которые на каждой коммерческой грядке возникают, - им наплевать", - констатировал Орлов.
"Сейчас полное отсутствие стыда у всех этих наших многомиллионных тиражниц - Донцовой, Марининой. Языка нету никакого. И слово "писатель" - это вовсе не то слово, которое должно бы соответствовать истинному статусу писателя", - сказал Орлов, отметив, что себя также не может назвать писателем: "Писатель - это все-таки какая-то общественная фигура, которая увлекает и жизненным подвигом, и позициями героев, поступками, раздумьями. Я просто сочинитель, я не трибун, ничего такого".