Иностранная пресса во вторник рассуждает о скандале вокруг премьеры в Большом театре современной оперы на либретто писателя Владимира Сорокина
Архив NEWSru.com
Иностранная пресса во вторник рассуждает о скандале вокруг премьеры в Большом театре современной оперы на либретто писателя Владимира Сорокина.

Так, авторитетное издание Financial Times отмечает, что пока Большой театр впервые за 30 лет готовился к премьере современной оперы, основное действо разворачивалось вне главной российской сцены.

Перед зданием бывшего императорского театра активисты пропутинского молодежного движения "Идущие вместе" протестовали против постановки оперы "Дети Розенталя" по либретто Владимира Сорокина, одного из самых неоднозначных российских писателей-постмодернистов. Лозунги требовали "Гнать порнографа и калоеда из Большого театра" и просили: "Депутаты, защитите главную сцену страны от порнографов".

Участников акции было немного, но они представляли новую волну нетерпимости в культурной и политической жизни России. Газета называет происходящее "охотой на ведьм", приводя в качестве еще одного примера обвинительный приговор московского суда двум правозащитникам за организацию художественной выставки, которую Русская Православная Церковь сочла оскорбительной.

"Заявления политиков, генералов и религиозных деятелей по поводу того, что можно ставить, печатать и показывать, а что нет, становятся все слышнее и все больше напоминают риторику 1930-х годов", - пишет издание. Оно приводит заявление Василия Якеменко, инициатора акций протеста против простановки оперы Сорокина в Большом театре: "Мы должны очистить российскую культуру от паразитов вроде Сорокина, присосавшихся к ней в так называемые демократические годы правления Ельцина. Это будет первый шаг на пути к возрождению российской культуры. Нет места порнографии в Большом театре".

На самом деле в остроумной опере, написанной композитором Леонидом Десятниковым и поставленной литовским режиссером Эймунтасом Някрошюсом, нет ничего порнографического или непристойного, отмечает газета. Главный герой, Алекс Розенталь, немецкий специалист по клонированию, бежит из нацистской Германии и приезжает в Советский Союз клонировать стахановцев. Вместо этого он создает клоны Моцарта, Чайковского, Вагнера, Мусоргского и Верди.

После распада СССР лаборатория закрывается из-за отсутствия финансирования, и бездомные композиторы вынуждены жить на одном из московских вокзалов среди бродяг и проституток. В любой европейской стране, пишет газета, это могло бы стать предметом оживленных дебатов среди поклонников оперы и критиков, но не в России, где опера самим существованием вторгается в царство политики.

Дума решила изучить содержание оперы (Отрывки из ЛИБРЕТО). Мнение думцев о ней огласил член пропутинской партии "Единая Россия" Сергей Неверов: "Мы не можем допустить, чтобы вульгарные пьесы Сорокина ставили в театре, который является гордостью российской культуры, чтобы эту порнографию смотрела и обсуждала вся страна".

"Критика в адрес "Детей Розенталя" напоминает риторику сталинских времен, направленную против легендарной оперы Дмитрия Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда", которую газета "Правда" в 1936 году назвала "какофонией вместо музыки", - пишет газета.

Она приводит суждение ведущего российского историка театра Анатолия Смелянского, считающего, что, "эти протесты очень опасны, так как они пробуждают в русском народе его худшие инстинкты". В отличие от 1930-х годов, когда художники преследовались по указанию Сталина, нынешние нападки идут в общей волне национализма.

И хотя президент Путин не одобряет проявления нетерпимости и национализма, однако он почти ничего не делает для их предотвращения. Одним из самых тревожных примеров подобной нетерпимости, по мнению издания, стал приговор, вынесенный московским судом организаторам художественной выставки "Осторожно, религия!" по обвинению в разжигании религиозной розни. При этом люди, учинившие разгром выставки, остались безнаказанными.

"Об этой выставке можно думать что угодно, но суд своим решением фактически узаконил нападение хулиганов и вандалов и продемонстрировал свою инквизиторскую сущность, наказав организаторов", - приводит газета слова Андрея Зорина, известного российского историка культуры.

"Этот случай встревожил российских либералов не потому, что им понравилась выставка – большинству она не понравилась, а потому, что они увидели в нем доказательство существования альянса между Русской Православной Церковью и националистическими партиями", - заключает издание.