По его словам, на торгах будет представлено более 300 лотов - и среди них есть настоящие шедевры. "Лично я в восторге от смычков и замечательной скрипки Алессандро Гальяно 1720 года. Интересно, что Гальяно научился делать скрипки, когда был вынужден скрываться от преследователей в лесах", - отметил он.
Сам Викторов недавно приобрел на Sotheby's уникальную скрипку "Экс-Вьетан" Гварнери дель Джезу, изготовленную в 1741 году. Хотя сам владелец сумму покупки предпочитает не разглашать, эксперты оценивают ее значительно дороже скрипки Страдивари, которую в 2006 году на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке продали за 3,5 млн долларов. По оценкам, инструмент, приобретенный Викторовым, стоит порядка 6 млн долларов.
Его предыдущей громкой покупкой стала скрипка Карло Бергонци "Экс-Паганини" (1720 год), которую он приобрел в 2005 году на аукционе Sotheby's за один миллион долларов.
По словам Викторова, настоящий коллекционер антикварных музыкальных инструментов, в отличие от собирателя живописи, должен быть фанатом. Поэтому, при жизни коллекционера, шедевры коллекции крайне редко попадают на рынок. "В случае с Альбертом Купером часть собрания распродает его фонд, чтобы помочь молодым музыкантам", - отметил он.
Ценные инструменты продают избранным на закрытых торгах
Если действительно ценные инструменты все же попадают на аукционы, то торги практически никогда не бывают открытыми: "Никому не надо, чтобы Гварнери, который стоит шесть миллионов долларов, ушел за четыре миллиона из-за того, что коллекционер-ценитель не смог приехать для участия в торгах. Поэтому, при появлении на аукционе редкого инструмента, информацию о нем получает только круг избранных лиц", - пояснил он.
Викторов рассказал, что купил скрипку "Экс-Вьетан", на которой играл знаменитый бельгийский композитор Анри Вьетан, именно на закрытых торгах. "Глава отдела музыкальных инструментов Sotheby's Тим Инглз - человек, влюбленный в свое дело и большой специалист - прекрасно знал, что я мечтаю о скрипке дель Джезу 1738-1744 годов. Когда он услышал о продаже такой скрипки, то немедленно дал мне знать. И несмотря на большую сумму, я раздумывал не долго", - признался коллекционер.
Ни владельцы, выставляющие инструмент на продажу, ни работники аукционных домов, по словам Викторова, не заинтересованы в том, чтобы музыкальный антиквариат попал в "неправильные" руки. Чтобы стать покупателем редкой скрипки не достаточно просто выложить большую сумму, как это бывает с большинством произведений искусства: "Человек должен понимать, с каким сокровищем имеет дело, и не только правильно ухаживать за скрипкой, но и давать возможность большим музыкантам играть на ней".
Скрипки, по убеждению Викторова, в отличие от живописных полотен и скульптур, нельзя просто запереть в комнате и любоваться в одиночку - антикварный инструмент живет только в руках музыканта. Сам Викторов в 2002 году учредил Фонд скрипичного искусства, который проводит Международный конкурс скрипачей имени Никколо Паганини.
В ближайшее время коллекционер планирует дать возможность прозвучать своей новой скрипке. 22 марта в Большом зале Московской государственной консерватории скрипач и дирижер Пинхас Цукерман исполнит на скрипке Гварнери "Экс-Вьетан" произведения Иоганна Себастьяна Баха, Макса Бруха, Вольфганга Амадея Моцарта.
История создания
В мировой истории создания струнных смычковых инструментов было лишь три школы мастеров, которые создавали скрипки, виолончели и альты. Их творения всегда ценились на вес золота. Все они были итальянцами и жили в городе Кремона.
Мастера семьи Амати творили с 1520 по 1740 годы. Основатель династии - Андреа Амати - считается создателем первых скрипок современного типа. Его сын - Николо Амати, внес в историю развития музыкальных инструментов не меньший, если не больший вклад, чем его отец. Он научил делать скрипки двух весьма одаренных юношей, которые стали великими мастерами.
Произведения одного из них - Антонио Страдивари - отличаются необычайной чистотой звука. Первым бесспорным свидетельством того, что Страдивари проживал в Кремоне и занимался изготовлением струнных инструментов, является этикет, вклеенный в одну из первых его скрипок, датируемую 1666 годом. Всего же на счету Страдивари - 750 инструментов.
Инстументы Джузеппе дель Джезу, внука другого ученика Николо Амати - Андреа Гварнери, обладают неповторимой теплотой звучания. Именно на скрипке Гварнери дель Джезу играл знаменитый Николо Паганини. Кроме кремонской школы изготовлением скрипок прославилась и венецианская школа, представителями которой были Доменико Монтаньяна и Санто Серафин.