В своей речи в Сиднее на выступлении Kaldor Public Art Projects Абрамович, прекрасно себя чувствующая в 67 лет, заявила, что "художник должен умирать осознанно, без страха", и что "похороны - это последнее, что художник может оставить после себя перед уходом".
Раскрывая сценарий собственных похорон, Абрамович сказала, что художник должен заранее продумать инструкции: "Тогда все будет сделано точно так, как ты хочешь".
"Я хочу, чтобы было похоронено три Марины, - сказала художница, когда зрители попросили ее поделиться деталями похоронного сценария. - Конечно, настоящей будет только одна. Две других будут искусственными. Я хочу, чтобы эти три Марины были похоронены в трех разных городах, где я жила долгое время: в Белграде, Амстердаме и Нью-Йорке". Она добавила, что никто никогда не узнает, где похоронено ее настоящее тело.
Абрамович сообщила, что решила спланировать собственные похороны после смерти своей подруги, писательницы Сьюзен Зонтаг, и ее похорон на кладбище Пер-Лашез в Париже.
"Это были самые грустные похороны в моей жизни, а Сьюзен была одним из величайших людей, которых я когда либо встречала, - сказала Абрамович. - Я поехала обратно в Нью-Йорк и направилась прямиком к адвокату и сказала, какими должны быть мои похороны. Потом я написала весь сценарий".
Художница пошутила, что присутствующие на похоронах должны быть одеты в ее фирменный цвет - черный, чтоб они выглядели "как тараканы", но затем призналась, что настаивает исключительно на ярких цветах, включая "даже" розовый.
"Я хочу, чтоб Энтони (Хегарти) из Antony and the Johnsons, величайшая певица и моя близкая подруга, спела песню I Did It My Way ("Я сделала по-своему"). Мы еще не договаривались об этом, но думаю, что когда я умру, она так расстроится, что все-таки споет".
Своим поклонникам в Сиднее она сказала: "Сейчас у меня позади 45 лет карьеры, и я не оглядываюсь назад. Я смотрю только вперед, потому что когда я оглядываюсь назад, я думаю, что должна быть уже мертва".
Марина Абрамович родилась в 1946 году, в Белграде. Она обладательница премии "Золотой лев" 47-й Венецианской биеннале за работу "Балканское барокко" в память о жертвах войны в Югославии.
В 2010 году в Нью-Йоркском музее современного искусства состоялась выставка художницы, где Абрамович провела перформанс "В присутствии художника". Он длился 716 часов и 30 минут, во время которых она посмотрела в глаза 1500 людям.
Марина Абрамович является внучатой племянницей Сербского патриарха. Художница, которую воспитывали в строгих традициях, в своем творчестве исследует тему ритуала, жестокости, сексуальности, закрепощенности и обреченности. Один из ее известных перформансов - "Русская забава". Художница поочередно втыкает нож в стол между раскрытыми пальцами, заменяя орудие на новое, когда поранит руку.
Также известна ее инсталляция-притча о непонятой славянской душе, на которой обнаженная Абрамович предстает в пилотке советской Армии - мужчины ее семьи героически сражались против фашизма. Самый шумный успех принесло неординарное шоу "Ритм 0", устроенное художницей в 1974 году. В течение шести часов неподвижно сидящая художница позволяла использовать зрителям любые из выставленных ею предметов, в том числе коллекцию ножей, хлыст, ножницы, скальпель и даже пистолет с одним патроном.