"Блистательный текст Алвиса Херманиса. Правила его театра. С разрешения Алвиса беру их в наш театр. На Бронной. И рекомендую всем. Так победим", - написал Константин Богомолов в своем Instagram 1 марта.
Правила театра, предложенные Алвисом Херманисом
1. В нашем театре свобода слова разрешена без каких-либо ограничений.
2. Наш театр и политкорректность несовместимы. Потому что объектом внимания театра является изучение человека во всех его проявлениях. Если мы позволим проявляться только красивой и порядочной стороне человеческой натуры, мы никогда абсолютно ничего не узнаем о секретах и бездонности человека - а это именно то, что нас в этой работе и жизни интересует. Потому что остальное - просто скучно, да и неправда. Если в театр приходит политкорректность, то театр надо закрывать, а нам всем идти по домам.
3. В нашем театре разрешено шутить обо всем и без каких-либо ограничений. Разрешено рассказывать оскорбительные анекдоты без каких-либо ограничений. Если человек работает в театре или приходит в театр как зритель - ему нужно учиться самому справляться с ситуацией, в которой кто-то его задел словом или оскорбил его чувства. Потому что это только его личная проблема восприятия и никак иначе. Это часть жизни и это нормально - жить среди людей, которые не такие, как ты. Если человек с этим не справляется или слишком нежный - очень рекомендуем воздержаться от посещения театра.
4. В нашем театре разрешено флиртовать и начинать романы как между актерами, так и между зрителями, а также во всех других комбинациях.
5. В нашем театре разрешено работать людям с самыми разнообразными политическими взглядами. Потому что чем мы больше отличаемся друг от друга - тем лучше и интереснее.
6. В нашем театре разрешено не только не прятать и не стыдиться, но и не бояться говорить и открыто ссориться из-за своих политических убеждений.
7. В нашем театре каждому позволено верить в то, что его взгляды самые правильные.
В феврале "Новая газета" опубликовала манифест Константина Богомолова под названием "Похищение Европы 2.0". В тексте он рассуждал о том, что на Западе восторжествовал "новый этический рейх". Его суть в тотальном контроле над эмоциями и сексуальной жизнью человека.
В манифесте Богомолов, проведя параллели с фильмом Стэнли Кубрика "Заводной апельсин", назвал современный Запад "преступником, прошедшим химическую кастрацию и лоботомию". "Не в силах интеллектуально и духовно преодолеть последствия нацизма, Европа решила кастрировать сложного человека. Кастрировать его темную природу, навсегда замуровать его бесов", - считает режиссер.
По его мнению, в западном мире формируется "этический и квир-социализм", при котором нацистов сменил "столь же агрессивный и так же жаждущий тотального переформатирования мира микст квир-активистов, фем-фанатиков и экопсихопатов". "Новый нетрадиционный тоталитаризм", пишет Богомолов, "хочет контролировать эмоции": "В Новом этическом рейхе человека натаскивают на любовь и лишают права свободно ненавидеть. Ты больше не можешь сказать "я не люблю...", "мне не нравится...", "я боюсь..." Ты должен соотнести свои эмоции с общественным мнением и общественными ценностями".
Социальные сети режиссер называет "идеальным инструментом новой репрессивной машины" и площадкой, где происходит "виртуальное линчевание, виртуальная травля, виртуальное насилие и реальная психическая и общественная изоляция тех, кто идет не в строю".
По мнению Богомолова, России нужно немедленно разорвать связь с Европой. Как он написал, Россия оказалась "в хвосте безумного поезда, несущегося в босховский ад, где нас встретят мультикультурные гендерно-нейтральные черти". Поэтому "надо отцепить этот вагон, перекреститься и начать строить свой мир - Европу здорового человека".
В ходе дискуссий вокруг манифеста возникло предположение, что настоящим автором послания может быть бывший помощник президента РФ, автор концепции "суверенной демократии" Владислав Сурков. Читатели отмечали, что "Константин Богомолов никогда не рассуждал о сложных проблемах, культурных и ментальных разрывах" и что его текст напоминает концепцию "суверенной демократии".
Однако Владислав Сурков опроверг приписываемое ему авторство манифеста, который он назвал попыткой откреститься от оппозиционного политика Алексея Навального. Его опровержение опубликовал политолог Алексей Чеснаков. "Про современную Европу достаточно знать, что она типа за Навального. А про Костю Богомолова достаточно знать, что он сам был недавно как современная Европа, - сказал Сурков. - То есть был за Навального. А теперь вот он против современной Европы, которая за Навального. Если убрать из уравнения обе Европы, которые, как мне кажется, не имеют на самом деле никакого значения для решения поставленной автором задачи, то получим правильный ответ. Костя теперь против Навального. И это главное. И это очень хорошо".
По словам бывшего идеолога Кремля, публикацией манифеста Богомолов выразил поддержку Владимиру Путину и его сторонникам. "Я/мы первозванные путинские ветераны, так и быть, принимаем неофита Костю в свои железные ряды. С теми же чувствами, с которыми, наверное, православная община приняла бы в свое лоно выкреста - с любовью и недоумением", - добавил Владислав Сурков.
Сам Богомолов в интервью "Медузе" настаивал, что манифест наполнен его собственными, а не чужими мыслями. "Может, кто-то говорит, что и спектакли за меня ставят. Я вам честно скажу - я искренен. То, что я произношу, я произносил всегда - в тесных и не очень компаниях. То, что я делаю в творчестве, - это исследование зон свободы. Это про то, что я имею право чувствовать, имею право любить и ненавидеть", - пояснил режиссер, не раз демонстрировавший лояльность российской власти и бывший доверенным лицом кандидата в мэры Москвы Сергея Собянина в 2018 году.