В тот год из немецких музеев было изъято 16 тысяч произведений искусства и иных экспонатов, не соответствовавших, по определению нацистских экспертных комиссий, высоким идейным требованиям фюрера и партии к культуре. "Фолькванг", где были собраны живописные полотна широко известных художников-модернистов, пострадал больше других.
Довоенная экспозиция музея вызвала тогда сенсацию, в частности, еще и потому, что рядом с картинами модернистов были выставлены произведения из "далеких миров": египетские, греческие, римские и африканские скульптуры, театральные маски из Японии, фигуры Театра теней с острова Ява. Все это в одном зале мирно соседствовало с авангардом: девушки-таитянки Поля Гогена красовались рядом с изящными женскими фигурками с островов Океании, натюрморты из масок Эмиля Нольде уживались с африканскими масками, а фигурки Будды блестели золотом на вызывающем фоне лиловых стен. Никто прежде до основателя музея Карла Эрнста Остхауса не демонстрировал так откровенно сам авангард в живописи и его истоки.
После ранней смерти Карла Эрнста Остхауса в 1921 году (основатель музея прожил лишь 47 лет) его ставшую к тому времени довольно внушительной коллекцию авангарда купил город Эссен.
Один из создателей Музея современного искусства в Нью-Йорке Пол Сакс в 1932 году, посетив "Фолькванг", назвал его "самым красивым музеем в мире".
Однако уже в 1937 году, через четыре года после прихода к власти Гитлера, в ходе идеологических чисток большинство экспонатов национал-социалистами было отнесено к "дегенерирующему искусству" и конфисковано. "Художниками-выродками" были объявлены среди прочих представителей авангарда Марк Шагал, ван Гог, Сезанн, Гоген, Кандинский, Мунх, Кирхнер, Нольде, Бекманн.
К тому времени на место директора музея поставили верного партии графа Клауса фон Баудиссина. На службу новый руководитель музея явился в униформе СС. При его деятельном участии более полутора тысяч экспонатов было конфисковано. Большая их часть пошла с молотка на аукционах в Мюнхене и швейцарском Люцерне и оказалась в музеях и частных коллекциях по всему миру, преимущественно в США (лишь немногие из этих шедевров авангарда в послевоенные годы вновь были выкуплены музеем "Фолькванг").
Весной нынешнего года, спустя семь долгих десятилетий, часть шедевров на несколько месяцев снова вернулась в Эссен под новую крышу музея. Дело в том, что два года назад значительная часть его здания пострадала от пожара, но уже в начале 2010-го музею было передано новое здание, построенное по проекту знаменитого британского архитектора Дэвида Чипперфилда. Впервые за многие годы к выставке временно возвращенного авангарда из запасников были извлечены, как и во времена Остхауса, скульптуры и другие диковинные экспонаты из далеких стран.