Согласно выводам их исследования, Микеланджело страдал синдромом Аспергера - особой формой аутизма, которая является, по мнению ученых, "редким проявлением функционирования мозга мужчины".
Гипотеза была сразу же опротестована искусствоведами, в частности, автором монографии о Микеланджело Джеймсом Холлом. "Гениальность Микеланджело, - утверждает Холл, - проявлялась на протяжении более 80 лет и всегда выражалась в крайне определенной манере во многих сферах искусства: скульптуре, живописи и даже поэзии.
Ранее один из двух исследователей Майкл Фитцжеральд в своей книге "Аутизм и творчество" уже диагностировал эту особую форму аутизма у Ньютона, Эйнштейна, Сократа, Дарвина, а также более легкие формы у Виттгенштейна, Йетса, Льюиса Кэрролла, архитектора Нэша, математика Рамануджана. Слишком много слишком знаменитых имен, чтобы результаты выглядели полностью достоверными, отмечает газета.
Доказывая свою гипотезу, ученые описывают поведение Микеланджело: эгоцентричный, гиперчувствительный, лишенный здравого смысла, неадекватно относившийся к событиям внешней жизни (в качестве доказательства описывается его бесчувствие на похоронах брата). Они подчеркивают, что за подобной манерой поведения, типичной для людей с синдромом Аспергера (который поражает, прежде всего, людей с превышающими норму интеллектуальными способностями), скрывается способность к необычным и оригинальным идеям, а кроме того, незаурядный талант к рисованию, музыке, математике.
Исследователи также отмечают, что люди, подверженные этой форме аутизма, имеют "тенденцию к педантизму, развитию строго определенных интересов, они чувствуют себя несчастными, думают, что их не понимают, демонстрируют суицидальные наклонности".
Проявлением этого заболевания, по мнению ученых, может быть "большая неудовлетворенность, которая неоднократно посещала Микеланджело во время его многолетней работы над Сикстинской капеллой", а с другой стороны, "его способность создавать сотни рисунков за непродолжительное время".
Но желание проанализировать проявление гениальности в соответствии с параметрами медицинской патологии превратилось в моду. Так, по крайней мере, думает Джеймс Холл, который рассказывает об исследовании, посвященном стилю живописи Эль Греко, который автор объясняет страбизмом (косоглазием) художника.
Таким образом, Микеланджело пополнил список великих, чье творчество связано с болезнью. В том же списке оказались Клод Моне, страдавший от астигматизма и катаракты, который сказал одному своему другу, что видит мир как "через пелену тумана", и Винсент Ван Гог с его депрессивно-галлюциногенным синдромом.
В их ряду - Бетховен, пораженный глухотой, Дебюси, подверженный постоянной меланхолии, Джон Китс с нарушениями поведенческих реакций, и Мэри Шелли, создавшая, по мнению английских ученых, своего Франкенштейна лишь по причине депрессии, усугубившейся после смерти дочери.