"Музейный фонд едва ли не единственная часть национального достояния, которая не подверглась приватизации или разграблению. Попыток было много, они продолжаются. Это усугубляется тем, что люди, привыкшие слышать о музейных сокровищах, представляют их в виде конкретных ценностей - золота, бриллиантов, то есть того, что ценно для продажи или обогащения. Им невдомек, что истинную ценность вещи создает музейный и научный контекст", - пишет Пиотровский в газете "Время новостей".
По мнению Пиотровского, идея передачи церкви объектов, находящихся в госсобственности, могла прийти в голову людям, которые "воспринимают материальную культуру как недвижимость, а духовную - как имущество" и считают музеи "складом, полезным для удовлетворения разных своих амбиций и интересов".
Директор Эрмитажа напомнил, что в музеях экспонаты находятся в целости и сохранности, в то время как многие частные коллекции нередко "происходят" из церквей. При этом власть пытается компенсировать свою вину перед церковью, не выкупая иконы с аукционов, а забирая их из музеев своей страны, пишет Пиотровский.
"Передачу церкви государственного имущества нельзя представлять как процесс восстановления справедливости. Разорять музеи, святилища и храмы культуры так же вопиюще несправедливо, как и разорять церкви", - считает Пиотровский.
Он отметил, что в сегодняшней России церковь востребована властью, видящей в ней опору и понимающей ценность этой опоры в диалоге с обществом. "Церкви нужны помещения, здания, храмы, ритуальные предметы. Для этого совершенно нет нужды разорять музеи. Можно строить новые церкви и здания для церкви или как компенсацию за то, что церкви передается. Нужно и можно делать копии вещей, хранящихся в музеях, покупать старинные иконы у коллекционеров и торговцев по всему миру. Наконец, необходимо поддерживать сегодняшнюю русскую иконопись", - пишет директор Эрмитажа.
По словам Пиотровского, "религия и культура не противостоят друг другу", а "музеи и церковь делают одно общее и важное дело" - "хранят и развивают духовное наследие народа и человечества". "Когда церкви у нас в стране по существу не было, знание о религии передавалось через музеи", - пишет Пиотровский, цитируя патриарха Кирилла. Поэтому музеям и церкви надо договариваться напрямую, без посредников, считает автор статьи.
Он также подчеркнул, что история с иконой Торопецкой Богоматери, изъятой из Русского музея, отношения к религии не имеет. "Это проверка и доказательство того, что в нашем обществе деньги могут все - вплоть до насилия над духовностью. Есть деньги у человека, он может в новодельную церковь привезти икону. Речь идет именно об этом, а не о том, что это священная икона и перед ней должны молиться верующие. Если по прихоти богатого верующего можно изъять из национального музея древнюю и хрупкую икону, которую вполне можно заменить освященным списком, значит, можно все, значит, можно превращать святыню в недвижимость", - пишет Пиотровский.
"Музей - такая же святыня, как храм. Музейный фонд неприкосновенен. Из него ничего не должно изыматься. Иконы не обязательно должны находиться в храме. Еще Николай II создавал музейные коллекции икон. Иконы привозились с Афона, на Афон делались копии. Вещи из монастырей передавались в музеи, чтобы их сохранить. Коллекции икон Русского музея возникли до атеистического времени. Попав в музей, они стали частью музейного организма. Высочайшая, циничная несправедливость - искупать грехи государства за счет музеев и культуры. Справедливость только одна - сохранение культурного наследия. Разорить музей, общественное достояние - путь назад. В церкви доступность вещи ограниченна. В музейном пространстве икона не теряет возможности общения с человеком, верующим или нет. В храме с человеком светским она не общается", - отмечает директор Эрмитажа.
"Музеи - хранилище духовной культуры нации. Политики обязаны это понять, а не руководствоваться броской сиюминутной целесообразностью: захотели - отдали экспонат предпринимателю, захотели - выставили на западный аукцион, захотели - вывезли в дворцы и посольства, захотели - отдали церкви... Нельзя искупать свои грехи за счет невиновных", - подвел итог Пиотровский.