Дело, связанное с коллекцией Узжина
Как рассказал сам Узжин, соучредитель сети автосалонов "Элекс-полюс", около 2 лет назад он решил собирать картины русских художников. Практически каждые две недели в коллекции Узжина появлялась новая картина. В марте прошлого года он заплатил петербургскому торговцу 145 тыс. долларов за картину, которая значилась в каталоге как "Летний день" Александра Киселева, русского пейзажиста XIX века. К этому моменту у него была приличная коллекция - 30 картин XIX века, на которые было потрачено почти 5 млн долларов.
С питерскими галерейщиками супругами Татьяной и Игорем Преображенскими, которые пару лет назад перебрались в Москву и открыли салон "Русская коллекция" в Гостином дворе, бизнесмен познакомился по рекомендации своего делового партнера в 2004 году. Узнав, что Валерий Узжин увлечен творчеством художника-передвижника Александра Киселева, Татьяна Преображенская предложила ему купить несколько картин этого стремительно дорожающего автора XIX века.
Загвоздка в том, что у Александра Киселева широкой публике известна лишь одна картина - "Заброшенная мельница" (она находится в Третьяковской галерее). Однако спустя некоторое время в коллекции бизнесмена с помощью питерских галерейщиков появились около двух десятков картин "Киселева". Картины продавались покупателю по цене 100-150 тысяч долларов.
Как только Узжин заподозрил неладное, он отдал картины на экспертизу. Искусствоведы, применив научные методы анализа, установили, что картина, которую Узжин считал "Летним днем", на самом деле является сильно измененной картиной "Лесная дорога, ведущая к крестьянскому дому", написанной в 1883 году датским живописцем Янусом ла Куром. Специалисты выяснили, что за 14 месяцев до того, как ее купил Узжин, ее приобрели на аукционе в Копенгагене за 2 тыс. долларов.
Первым приобретением Узжина, сделанным за 150 тыс. долларов в начале 2004 года, была картина, выданная ему за работу Орловского "Пруд с лилиями". Причем выяснилось, что бизнесмен не покупал картин без консультации со специалистами. Всероссийский центр художественной реставрации имени Грабаря подтвердил, что "Пруд с лилиями" и другие купленные им картины являются подлинниками.
Но прошлой весной один из друзей Узжина, любитель искусства, у которого возникли подозрения по поводу количества работ Киселева, которые ему удалось приобрести, посоветовал еще раз проконсультироваться по поводу авторства. Специалисты Третьяковской галереи высказали серьезные сомнения в авторстве пяти картин, которые он им принес.
Последующие проверки в частной организации "Художественный консалтинг", включавшие в себя химический анализ слоев краски, показали, что подписи были подделаны и некоторые из картин претерпели изменения. В числе подделок оказался и "Пруд с лилиями".
Преображенских арестовали в октябре, и они находятся в СИЗО. Это единственные, кто арестован в связи с мошенничеством такого рода, и они отрицают, что умышленно продали видоизмененную картину, заявил российским журналистам их адвокат, высказавший предположение, что его клиентов обманули продавцы. Кто купил картину в Европе и изменил ее, остается неизвестным. Расследование продолжается.
Как мошенники готовят полотна к продаже
Подправленный Янус ла Кур, который теперь хранится в милицейском подвале, оказался в центре одной из наиболее выгодных и технически сложных международных схем, выявленных в последние годы. Российский высший класс, движимый богатством и желанием обладать престижными активами с налетом патриотизма, поднял рынок российского изобразительного искусства на беспрецедентную высоту, пишет газета. Ажиотаж привлек также наиболее искусных и знающих жуликов.
Владимир Петров, хранитель Третьяковской галереи, говорит, что, по его оценке, изготовители подделок приобрели как минимум 120 работ второстепенных западноевропейских живописцев XIX века в аукционных домах Дании, Германии, Швейцарии, Швеции, Финляндии и Голландии, платя от тысячи до 20 тыс. долларов за картину. После переделки эти полотна перепродают в России по цене от 125 тыс. до миллиона долларов, выдавая их за произведения известных русских художников того же периода.
По словам Петрова, преступники выбирают картины, очень похожие на произведения русских художников. Он считает, что в этой сфере действуют несколько групп с участием очень квалифицированных специалистов. Это специалисты по русскому искусству. Они добавляли несколько русских деталей или убирали европейские детали, а иногда просто меняли подпись автора.
Например, на картине Ла Кура изображены деревья вдоль грунтовой дороги. В густом кустарнике, который тянется от деревьев к обочине, мелькают голубые цветы и одуванчики. В отдалении, на фоне неба, покрытого облаками, стоит одноэтажный деревенский дом.
Чтобы русифицировать пейзаж, деревьям добавили листвы. Дом убрали, закрыв его новыми листьями и новым небом. Дорогу укоротили и сузили. В кустарнике появился маленький водоем, а в отдалении - русские избы. Поддельную подпись Киселева поставили в левом нижнем углу.
Аналогичным образом изготовители подделок создают "произведения" пользующихся спросом художников: Ивана Шишкина, Василия Поленова, Федора Васильева и Владимира Орловского. Половина коллекции Узжина оказалась работами малоизвестных европейцев.
Используя аукционные каталоги, Петров, специалист по русскому искусству XIX века, составил сборник фотографий картин, какими они были проданы в Европе и какими стали, оказавшись в Москве. 56-летний искусствовед исследует еще 100 подозрительных произведений, проданных в Россию, но пока не идентифицировал их европейские оригиналы.
Лондонские продажи крупных аукционных домов, Christie's и Sotheby's, ежегодно удваивается. В 2005 году они в совокупности продали произведения русской живописи на сумму примерно в 60 млн долларов, и большинство картин вернулось в Россию. За последнее десятилетие цены на работы таких художников, как Киселев, выросли в 40 раз.
Деятельность мошенников облегчает то, что в России никого не удивляет появление на рынке ранее неизвестных подлинных произведений, пишет газета. В хаосе революции и Второй мировой войны множество картин было спрятаны от целых поколений: власти отправляли их в запасники или конфисковали.
По словам Петрова, изготовители подделок часто бывают в европейских аукционных домах в поисках картин, относящихся к тому же периоду и стилю, что и работы пользующихся спросом русских живописцев. Нередко они смывают краску, чтобы сделать дополнения и исправления. Взрослых и коров убирают. Детей и гусей добавляют. Картину лакируют и иногда наносят на нее кракелюры - сеть мелких трещинок, указывающих на возраст.
Стандартное исследование, включающее в себя визуальную оценку стиля и ультрафиолетовый анализ таких элементов, как подпись, часто не выявляет обмана. Более того, холсты и краски почти всегда действительно относятся к XIX веку. Уровень подделок настолько высок и профессионален, что даже наши эксперты не могут их отличить (Полный текст на сайте Inopressa.ru).