Впервые в России открывается персональная выставка стрит-арта художника, скрывающего свою личность. Со 2 июня 2018 года в Москве в Центральном доме художника (ЦДХ) на Крымском валу будут выставлены около 100 экспонатов, среди которых оригинальные уникальные работы, 3d-объекты, редкие принты, фотографии и много другое.
Экспозиция составлена из коллекций галереи Lilley Fine Art, нескольких музеев современного искусства, а также из частных собраний коллекционеров по всему миру. Впервые на выставке будет создана специальная мультимедийная зона, знакомящая посетителей с творчеством легендарного граффити-художника.
- Словесный портрет: белый, около 40 лет... Кто скрывается под маской Бэнкси
- Работы Бэнкси, выставленные в Москве, застрахованы на 10 млн фунтов
"Художник-загадка, человек-"поймай меня, если сможешь", провокатор и шутник, он изменил массовое представление об уличном искусстве. Его ироничные и остроумные работы, направленные против политики, войны, капитализма и морализаторства, становятся предметом охоты журналистов, фотографов, вандалов, художественных критиков и коллекционеров. Так называемый эффект Бэнкси - огромный интерес к стрит-арту и уличным художникам, начавшийся в 2006 году, - взорвал мировой художественный рынок - граффити-работы, выполненные на грани кича, стали продаваться на престижных аукционах за рекордные суммы. Искусство Бэнкси - это современная мифология, окутанная множеством тайн, интриг, провокаций и скандалов", - отмечают в пресс-службе ЦДХ.
Выставка Бэнкси должна была пройти в России еще в 2014 году. Но тогда выставочный зал "Манеж" отменил показ его работ. Формально выставку отменили по неполитическим причинам, объяснив, что некоторые ключевые британские коллекционеры "по не зависящим от организаторов причинам" отказались от участия в проекте. Тогда и стало понятно, что это произошло из-за действий России на Украине.
Теперь, судя по всему, коллекционерам уже ничего не мешает.
Организаторы персональной выставки Бэнкси рассказали РИА "Новости", что "экспонаты отбирались по простому принципу - по принадлежности к Бэнкси и их аутентичности, то есть подлинности".
"Дело в том, что Бэнкси ассоциируется у большинства со стрит-артом, но уличных экспонатов, которые подтверждены самим художником, на самом деле очень мало, поэтому, покупая или выставляя какой-то экспонат, мы должны быть уверены, что это действительно Бэнкси", - рассказал продюсер выставки Александр Начкебия.
По его словам, организаторам часто предлагали работы - начиная от кусков стен и заканчивая картонками - которые похожи на Бэнкси и с правильной историей, но без сертификата подлинности. И хотя в коллекции есть несколько вещей без сертификатов, однако их ранее уже выставляли серьезные музеи.
Кстати, кусков стен с рисунками Бэнкси в ЦДХ не привезли. Организаторы сознательно от них отказались, отметив, что сам Бэнкси "очень не любит, когда везут куски стен".
"Мы решили не обострять и без того не очень понятные отношения с художником, потому что, несмотря на то что никто не знает, кто он, у него довольно серьезная команда профессионалов, которая это все отслеживает, и мы не хотели раскачивать лодку", - подчеркнул продюсер.
Он подчеркнул, что у Бэнкси есть позиция, которую он четко высказывает. "Он, безусловно, одарен не только художественно, но и в плане маркетинга, потому что он не просто создает художественные работы, но прекрасно понимает, как лучше их подать. У нас, кстати, на выставке будет представлен образец его почерка, где он пишет что-то о своей работе. И он про некоторые работы свои пишет партнерам своим, как их конкретно подавать", - добавил Начкебия.
Словесный портрет Бэнкси: белый, около 40 лет, одет неряшливо, серебряный зуб, серебряная серьга...
В 2003 году журналист The Guardian Саймон Хаттэнстоун, которому удалось пообщаться с Бэнкси с глазу на глаз, описывал его так: "Белый, 28 лет (теперь уже больше 40), одет неряшливо - джинсы, футболка, серебряный зуб, серебряная цепь, серебряная серьга. Выглядит как что-то среднее между Джимми Нейлом и Майком Скиннером из The Streets".
С тех пор Бэнкси не показывал своего лица журналистам. И тем самым только подогревал интерес прессы и конспирологов к своей личности.
В 2016 году поисками уличного художника номер один занялись британские ученые. Специалисты из Лондонского университета королевы Марии пришли к выводу, что Бэнкси - это Робин Каннингем из Бристоля, которого еще в 2008 году подозревали в создании граффити-провокаций. Для обнаружения Бэнкси ученые привлекли криминологов и бывших детективов из нескольких стран. Они проследили привычные маршруты Бэнкси, проанализировав места, где чаще всего появляются его рисунки. В выборку ученых попали 140 работ в Лондоне и Бристоле, принадлежащих уличному художнику. В ходе анализа выяснилось, что места их расположения совпадают с пабами, футбольными полями и домашними адресами, где проживал или часто бывал Каннингем. Однако представители Бэнкси эти догадки опровергли.
В том же 2016 году The Daily Mail написала, что Бэнкси - это Роберт "3D" Дель Ная, участник трип-хоп группы Massive Attack. Изучив маршруты туров Massive Attack за 12 лет, издание выяснило, что работы Бэнкси появлялись именно в тех городах, где выступала группа. Дель Ная - уроженец Бристоля, занимался граффити с 1980-х годов и входил в стрит-арт группу The Wild Bunch. Он известен как родоначальник бристольского трафаретного граффити, которое считается визитной карточкой Бэнкси. Дель Ная самостоятельно оформлял все обложки для альбомов Massive Attack, и при взгляде на пластинку Heligoland (2010) действительно кажется, что это работа его предполагаемого альтер-эго.
Сам Дель Ная признавался, что Бэнкси - его "приятель", который приходил послушать "пару концертов". Дель Ная присутствовал в документальном фильме Бэнкси "Выход через сувенирную лавку", а тот написал предисловие для книги музыканта "3D и искусство Massive Attack". Их связывают и общие друзья, такие как музыкальный продюсер Джефф Бэрроу из Portishead, написавший саундтрек для "Выхода...". Музыка Massive Attack также сопровождала открытие отеля, который построил Бэнкси на границе Израиля и Палестинской автономии.
Бэнкси занялся граффити в 14 лет. В конце 1990-х он расписывал стены родного Бристоля в составе группировки DryBreadZ Crew. Со временем его задумки становились все масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от стражей порядка, он решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Так зародился неповторимый стиль Бэнкси, для которого характерны минималистичные монохромные рисунки (нередко с какой-нибудь яркой деталью или надписью красного цвета) и неизменно - на остросоциальную тематику, отмечает ТАСС.
Визитной карточкой художника стали изображения крыс. Один из друзей Бэнкси предположил, что этого зверя он выбрал неслучайно: слово "rat" (крыса) является анаграммой слова "art" ("искусство"). Правда, в своей книге "Wall and Piece" Бэнкси признался, что этот факт он осознал уже спустя годы после того, как стал изображать грызунов на стенах городов.
Со временем Бэнкси значительно расширил географию своего творчества и создал уникальные шедевры граффити в Лондоне, Нью-Йорке, Барселоне, Берлине, Тель-Авиве и еще десятках городов мира. Его работы настолько популярны, что их вырезают вместе со стенами и продают за сотни тысяч долларов на международных аукционах (в среднем они оцениваются в сумму свыше 500 тыс. долларов). Однако сам художник монетизацию своего творчества не одобряет, считая, что искусство должно быть достоянием всего общества.
Бэнкси не ограничивается аэрографией - он также занимается перформансами и масштабными инсталляциями. В 2015 году художник открыл парк "Дисмаленд" (от английского dismal, что означает "угрюмый", - анти-Диснейленд). Четырьмя годами ранее он получил номинацию на премию "Оскар" за документальный фильм "Выход через сувенирную лавку", которая рассказывает не столько о Бэнкси, сколько о творческом пути художника Тьерри Гетта под псевдонимом Мистер Мозгоправ (Mr. Brainwash). После выхода этого фильма появилось бесчисленное множество теорий относительно личности Бэнкси: фанаты пытались найти в кино "пасхальные яйца", которые могли бы приоткрыть завесу тайны, а некоторые и вовсе считали, что Тьерри Гетта и есть Бэнкси. До этого ходили теории, что "в миру" Бэнкси работает мясником, а также что под этим псевдонимом орудует не художник, а художница.
Работы Бэнкси, выставленные в Москве, застрахованы на 10 млн фунтов
Экспонаты первой персональной выставки всемирно известного уличного художника Бэнкси в Москве застрахованы на 10 млн фунтов, среди них "Мона Лиза" и портреты Кейт Мосс.
"Общая стоимость страховки составила 10 млн фунтов. Есть несколько особо ценных экспонатов. У нас еще должен был быть один экспонат - полицейский фургон, но, к сожалению, мы не смогли его привезти. Только он один должен был стоить 10 млн фунтов", - сообщил продюсер выставки Александр Начкебия.
Одни из самых ценных произведений выставки - "Мона Лиза" и коллекция из принтов с Кейт Мосс.
"Есть две работы, которые называются "Он отстойно пишет цветы" и "Большая золотая рама". Когда на них смотришь, хочется сказать, как некоторые люди и делают: "Я тоже так нарисую". Когда я эти работы увидел, мне они тоже показались сомнительными. Но когда я почитал историю этих работ и провенанс, я понял, что это очень ценные работы. И еще очень ценная обезьяна на створках окон. Их всего две в мире", - добавил продюсер.