Съезд не утвердил и новый устав Союза, это предстоит сделать осенью на новом съезде.
- Процесс избрания председателя не обошелся без курьезов
- Второй день съезда ознаменовался изгнанием "непокорных"
Первый день съезда собрал 2581 делегата. Этого, по Уставу СК РФ, достаточно для кворума. Главной повесткой дня стало избрание главы Союза. Но перед этим Никита Михалков, объявивший, что не намерен оставаться председателем СК, ответил на все обвинения в его адрес со стороны оппозиции.
В частности, он разъяснил ситуацию вокруг "сомнительной сделки" по продаже принадлежащих СК РФ акций Киноцентра", которые в 2005 году отошли развлекательному комплексу "Арлекино". Тогда из помещений комплекса на Красной Пресне в Москве съехал Музей кино.
Михалков пояснил, что у СК по соглашению от 1993 года было всего 32% акций ЗАО "Киноцентр", а остальные 68% принадлежали Союзам кинематографистов республик бывшего СССР, которые и продали их посторонней коммерческой структуре, не имеющей никакого отношения к кинематографу.
Михалков пояснил также, что прошедший в Кремле в 1998 году четвертый съезд СК был полностью проведен на спонсорские деньги, и он не тратил "союзные" 700 тысяч долларов на этот форум.
Завершение доклада зал приветствовал бурными аплодисментами, а в конце вечера, после долгих дебатов о том, кто должен быть во главе Союза, делегаты большинством голосов выбрали Михалкова председателем СК. За Михалкова проголосовало 1932 человека, против - 171, 88 – воздержались.
Процесс избрания председателя не обошелся курьезов
Неожиданно для всех Михалков, отказавшийся в начале дня возглавлять Союз, выдвинул в качестве кандидатуры на этот пост своего оппонента в трехмесячном конфликте - режиссера Марлена Хуциева, избранного не далее как в декабре, но нелегитимного руководителя СК.
Многих эта перспектива не устроила. Режиссер Сергей Никоненко сказал, что против Хуциева-председателя и предложил актера Владимира Зельдина.
В свою очередь, Василий Ливанов призвал уважать решение Михалкова уйти и предложил кандидатуру режиссера Владимира Хотиненко. Что касается кандидатуры Хуциева, которого часто называют "совестью нашего кинематографа", Ливанов сказал: "Я категорически против совести, совесть у нас у каждого своя".
В числе кандидатов были также актер и режиссер Николай Бурляев, режиссер и председатель питерского Союза Дмитрий Месхиев и многочисленно выдвигаемый Никита Михалков. В его поддержку высказались Карен Шахназаров, Эдуард Володарский, Сергей Безруков, Ирина Мирошниченко, Александр Михайлов, Валентина Талызина, а Хотиненко, Бурляев и Месхиев взяли самоотвод.
Что касается Зельдина, то чрезвычайный съезд отклонил его кандидатуру - за него высказалось всего два человека.
В итоге реальной альтернативы Михалкову не нашлось, и он объявил о том, что остается.
Напоследок кинематографисты составили список кандидатов в правление СК, куда, опять-таки, вошел и Марлен Хуциев. Всего, по мнению Михалкова, в правлении должно быть 35 человек.
Второй день съезда ознаменовался изгнанием "непокорных"
Второй день съезда оказался для кинематографистов менее радостным. Во-первых, не собралось кворума. Это привело к тому, что рассмотрение нового Устава СК сняли с повестки дня. Среди изменений, которые планировалось внести в документ, было предусмотрено увеличение сроков полномочий председателя СК, правления и периодичности проведения съезда с трех до четырех лет.
Михалков объявил, что придется собираться по этому поводу позднее, скорее всего, в октябре.
Расстроил участников съезда и адвокат Хуциева - Андрей Столбунов. Он зачитал заявление Марлена Хуциева, в котором тот потребовал, чтобы его не включали в список членов правления СК, а также сообщил, что он и его сторонники намерены в течение 10 дней обжаловать решения чрезвычайного суда. В частности, среди 10 претензий "хуциевцев" было голосование на съезде временными удостоверениями, которые многие не успели поменять на мандаты.
Михалков обвинил адвоката в искажении фактов: "Абсолютно убежден - и у меня есть доказательства, что Марлен Мартынович все эти бумаги подписывал, не ведая, что он делает, потому что я разговаривал с ним, я пригласил его на съезд, и он сказал, что он придет. И мало того, я спросил, возможно ли выставить его кандидатуру, и он сказал: "Да".
В итоге Столбунова лишили мандата и попросили покинуть зал, что он и сделал.
Михалков также подчеркнул, что лично с Хуциевым он готов идти на диалог, но проблема в том, что его обманывает собственное окружение. В частности, претензии Михалкова обратились в сторону секретаря СК и председателя Гильдии киноведов и кинокритиков Виктора Матизена, который, после того, как 17 марта Пресненский суд Москвы признал декабрьский съезд нелегитимным, обозвал Михалкова "барином", который делает, что хочет. Кинокритик, по словам Михалкова, разжигал пиар-кампанию против него и повсеместно поливал грязью, за что должен, в первую очередь, извиниться, а уж потом можно приступить к диалогу.
Матизена ждала более плачевная участь, чем Столбунова, - делегаты чрезвычайного съезда решили исключить его из Союза с формулировкой "за последовательные действия, направленные на раскол СК РФ". За его исключение проголосовали 805 делегатов, против - 100, воздержались – 41.
Благо, исключение Матизена из Союза кинематографистов не означает его исключения из Гильдии киноведов и кинокритиков - по действующему Уставу, члены Гильдии не обязаны быть членами Союза. Однако сам киновед не считает это решение законным. Он сообщил, что намерен и дальше "ходить на заседания правления, поднимать руку и просить слова".
"Сейчас это не решение, просто определенная группка людей собралась и высказала свою волю, они имеют на это право. Но если это решение вступит в юридическую силу, если правление будет признано законным, я буду обжаловать его в суде", - сказал Матизен журналистам по окончании съезда.
"Большинство людей даже в этом правлении - люди вменяемые, и они дадут мне слово, и Никита Сергеевич Михалков вынужден будет иметь со мной дело. Никуда он от меня не денется. Меня принимал (в Союз) Элем Климов, и не Никите Михалкову меня исключать", - сказал Матизен.
Положительные эмоции все же проявили себя в заключение чрезвычайного съезда. Во вторник в Союз вступили 18 молодых кинематографистов. В их числе Федор Бондарчук, Марат Башаров, Иван Бурляев, Дмитрий Дюжев, Артем Михалков, Михаил Мукасей, Карен Оганесян, Роман Прыгунов, Игорь Петренко, Максим Суханов, Александр Самойленеко, Артур Смольянинов, Любовь Толкалина, Филипп Янковский и другие. За их принятие проголосовало подавляющее большинство делегатов съезда.
В заключительном слове новоизбранный председатель СК Никита Михалков поблагодарил участников съезда за доверие и напомнил, что для принятия нового Устава, который так и не был принят из-за отсутствия кворума, кинематографистам придется провести новый съезд. Предположительно, он пройдет в октябре 2009 года.