"Их много сейчас, молодых ребят, 18-25 лет, которые еще недавно были детьми и которые не обременены воспоминаниями о таких унизительных вещах, как дефицит самого необходимого, невозможность выехать за рубеж и вернуться, обязанности повторять мантру про ведущую роль партии на пути к коммунизму,в которую все верили не больше, чем в пришествие Христа.
Они другие. Им не знакомы наши комплексы и страхи; многие из них уже посмотрели мир, побывали в Европе и Америке. У них в тренде быть не столько богатыми, сколько умным и образованным. Самореализацию они ставят выше марки автомобиля, покупке которого они не придают статуса необходимости. Они не помешаны на дорогих шмотках, хотя и любят определенную небрежную элегантность.
Они легко вступают в разговор с незнакомыми людьми и непринужденны в беседе. Они не слишком хорошо знают историю, предпочитая ей углубленные профессиональные навыки и новые технологии. (Но даже я не вижу в этом ничего страшного: история России это тяжкий груз, который, если ты берешь на себя, то вынужден тащить его, в сопровождении неосознанного чувства вины... Зачем? Разве знания истории кого-то чему-то научили? Да, если бы это было так, и люди учились бы на примерах из прошлого, мы уже жили бы в раю.)
У меня в России есть знакомый, довольно состоятельный человек. Его сын учится в Швейцарии в очень престижном университете, где абсолютно все ходят в джинсах и кедах, а достижениями считаются успехи в учебе. Этот мальчик специально приезжал в Москву на выборы мэра, когда до них допустили Навального, и участвовал волонтером в его избирательной компании. Потом он сказал отцу, что это были самые счастливые недели в его жизни. - Понимаешь, Саша, - сказал мне его отец - если эти ребята вернутся в страну, то они многое смогут поменять.
Я приезжаю в Питер в среднем 2-3 раза в году и могу точно сказать, что несмотря на общую тягостную атмосферу агрессии и беспокойства, которая нагнетается чудовищным объемом пропаганды в СМИ, я вижу, что сейчас растет поколение каких-то инопланетян. Наверное, они другие еще и потому, что они эти СМИ не смотрят, не читают и не слушают. У них есть мировая паутина и это делает их гражданами мира.
Я сталкиваюсь с ними везде: в метро, на лавочке на улице, в стильных кофешопах, где они часами сидят за компьютерами, на курсах бариста (ребята уходят в прекрасный мир кофе, забив иной раз на университетские дипломы ), на лекциях о Дэвиде Линче (и уж они-то знают все подробности его биографии, в отличие от меня). Они учатся и работают, и думают больше о самореализации в работе, чем о политике. При этом понимают все... или догадываются. Но именно этим они меняют российскую проклятую матрицу.
Они не революционеры и бунтари, но ведь известно, что почти все закостенелые консерваторы были бунтарями в молодости. А ведь подрастают новые, тем кому сейчас 14-17. Я говорю не том, что все они такие. Но их много, очень много. Когда я уезжала, они были детьми, а сейчас они подросли и стали заметной прослойкой общества.
Так вот, эти инопланетяне приносят в российскую жизнь то, о чем мы просто не думали: появилась культура благотворительности, как забота о больных, слабых и неимущих. И уже не все реагируют на больных наркоманией словами "сам виноват", на бедность одинокой матери "зачем рожала если нет денег воспитать", на одинокую старость "надо было рожать детей". Откуда это появилось, если не из Европы, где милосердие к слабым давно воспринимается на уровне личной ответственности?
Появилась культура маленьких сообществ - групп по интересам. Тут вообще занимательная история: я поняла, что сознательность граждан Великобритании во многом держится на участии почти всех их в различных маленьких группах по интересам. Этих групп очень много и не важно, что объединяет этих людей из порой самых разных социальных прослоек: политика, благотворительность, гольф, обсуждение книг (с тематикой в зависимости от направления группы), покер и футбол, местное самоуправление, бизнес-группы, музыка, кулинария, любителей чая, йоги, долгих прогулок и изучения истории своих городов или деревень... Меня поразило, что в самой маленькой деревне можно найти как минимум несколько таких групп или сообществ. Это воспитывает а людях ответственность и понимание того, что от их личных усилий и мнений что-то зависит. И это тоже появляется сейчас в России.
По-моему, Екатерина Шульман, которую я вообще очень уважаю за трезвый взгляд на российскую действительность, говорила о том, что маленькие сообщества это основа здорового общества.
Когда советский человек (а все наше покорение родом из СССР) попадает на Запад и начинает там обживаться, он неизбежно проходит большую ломку. Ты либо становишься частью другого общества, меняя свое старое сознание, либо остаешься за бортом, обрекая себя на сытую, но несчастную жизнь человека, который хочет жить в цивилизованной стране, оставаясь при этом нецивилизованным человеком. В сущности, вся система уклада жизни в Европе дает тебе понять, что честно работать и платить налоги выгоднее, чем изворачиваться или пытаться что-то украсть.
Мои личные наблюдения за англичанами показали мне, что природа человека примерно везде одинакова: если плохо лежит, то почему бы не взять. Приятель моего английского мужа, натурально очень жуликоватый человек, участвовал в политике на уровне муниципалитета и даже был мэром одного небольшого города. Я уверена, что если бы система ему позволила, он украл бы все, что не приколочено. Но он был вынужден честно работать на благо общества, потому что если его даже заподозрили бы в нечестности, его карьера закончилась бы раз и навсегда. Потому что есть независимые злые СМИ, независимые суды и граждане, которых участие в маленьких сообществах приучило к активности и ответственности.
В Англии есть категория людей, как бы это лучше выразиться ... гопников, которых сами англичане называют словом chav. И они, как положено гопникам, одеты а тренировочные костюмы "Адидас" и кепки, они сидят на пособиях из поколения в поколение и составляют питательную среду для криминала. Но даже эти, не самые лучшие люди нашего города, полны достоинства и сознания того, что государство им должно, что чиновник это человек который обязан работать на них, а полиция не имеет права без причины повышать на них голос. Наверное, это с нашей точки зрения перебор, но государство им помогает, чиновники решают их бытовые проблемы, полиция отменно вежлива, а волонтеры ломают головы, как социализировать этих людей и что нужно сделать, чтобы у них появился стимул учиться или работать.
Я уверена, что вместе с новыми технологиями, стильными кафе, вежливостью работников сервиса, уважением к профессиональным умениям, милосердием в заботе о слабых, больных или даже просто ничтожных и оступившихся, в Россию проникает европейская культура. Меня конечно ужасают такие проявления дикости и мракобесия, как все эти "петербургские казаки" или "отряды Путина". Но когда я общаюсь с новыми молодыми россиянами, мне кажется, что все не так уж плохо потому, что я вижу вектор.
Я недавно почитывала историю Англии и с удивлением осознала , что основной целью Кромвеля было, оказывается, не столько свержение монархии, сколько борьба с коррупцией в монархии и последующем парламенте! И не сказать, чтобы он эту битву выиграл, но ведь после его смерти, несмотря на реставрацию , лед-то тронулся!
Я не уверена, что Навальный ассоциируется у меня с Кромвелем, но, по сути, в Англии решались те же проблемы, что сейчас в России. Только это было лет на 300-400 пораньше. Я уверена, что несмотря на то, что новые институты в России работают со скрипом, это лучше чем когда их не было вообще. Поэтому я опять повторяю мою любимую британскую пословицу: "Fake it till you make it".
А победить мракобесие и дикость ... Ну англичанам ведь тоже привили многие черты цивилизованных людей лишь в викторианскую эпоху, когда вежливость и уважение к другому человеку, вошли в моду, которая стала чертой их национального характера.
Поэтому мне кажется, что России нужно только время и перемены будут. Они уже есть".