"Еще можно понять принцип, что все работающие на "преступный режим" высшие чиновники должны нести коллективную ответственность. Хотя и этот принцип я не поддерживаю, ибо вижу большую разницу между, допустим, Золотовым и Шойгу, с одной стороны, и Дворковичем и Орешкиным - с другой. В моем понимании, невключение прямо ничем людоедским не запятнавшим себя чиновников могло бы их мотивировать и в дальнейшем не совершать действий, которые могут привести к включению в список. На Нюрнбергском процессе разные высшие сановники Рейха получили разное наказание.
Но бог с ними, с чиновниками. Гораздо более странно выглядит список бизнесменов. Неважно, что ты делаешь и как относишься к режиму, если ты русский и богатый - добро пожаловать в список. Почему (а главное, зачем) в списке оказались, допустим, Фетисов или Каменщик, которых режим сажал и кошмарил и у которых есть все основания относится к режиму враждебно? При чем тут вообще Тиньков или Богуславский?
Поголовное включение в список альфовцев - это вообще какой-то кретинизм 60-го уровня. Если цель списка - оказать давление на Путина через раскол элит, то надо было четко разделять тех, кто сотрудничает с режимом, помогая ему, и тех, кто всеми силами старается в списки не попасть, ничем себя не запятнать и деньги из России вывести.
В текущем варианте список лишь способствует консолидации элит вокруг Путина и при последовательной реализации может привести к возврату в Россию заметных капиталов. Сложно оценить, каким будет итоговый эффект от этого для страны, но эти результаты абсолютно точно противоположны планам составителей списка".