"Помню немецкую статистику, что (кажется) каждый третий новый европеец, родившийся с начала 1980-х, были зачат на кроватях из "Икеи". Думаю, что в России крупных городов соотношение будет примерно такое же: Кампрад больше сделал для российской демографии, чем все милоновы и мизулины вместе взятые (их вид скорее отбивает всякое желание иметь детей). Не утренник в школе и не галдящая детская площадка во дворе - магазин "Икея": вот место, где людям приходит в голову мысль жениться, обустраиваться, переезжать, заводить детей.
"Икея" - она ведь не про доступную мебель, она про возможность планировать и трансформировать жизнь, про рациональное модульное мышление, про линейку, обязательный острый карандаш и лист в клеточку (а не про "давай купим эту дизайнерскую итальянскую кухню из массива дуба в кредит"), она про демократию, социальную ответственность, про гендерное и межвозрастное равенство, про гражданина-женщину и гражданина-ребенка (и в будущем - про гражданина-собаку) - хотя Кампрад и переехал от шведских налогов в Нидерланды, он сумел транслировать на весь мир базовые ценности шведского социализма, вплоть до щёттбюлляр, фрикаделек с брусничным соусом, копеечных сосисок и бесплатного долива напитков.
"Икея" первой в России воспитала совершенно нетипичную для нас культуру дружелюбных продавцов, бросающих все свои дела, чтобы решить твою проблему - она, по сути, была для нас таким же мощным цивилизатором, как какие-нибудь петровские новогодние елки, школы, газеты и ассамблеи, только на этот раз модернизация пришла не сверху, а снизу.
Сейчас, вероятно, злые языки начнут вспоминать про его связь с нацистской партией (за которую он покаялся - почти), про тяжелые условия труда у субподрядчиков "Икеи" в третьем мире (хотя в 90-е та же "Икея" хорошо загрузила коматозную российскую деревообработку и архаичную мебельную промышленность) - да, мир не черно-белый, и Кампрад тоже не был таким. Но сегодня просто хочется сказать спасибо и прости человеку, который изменил мир к лучшему, сумел упаковать в плоскую коробку и продать базовые шведские (и протестантсткие) ценности и доказать, что бывает капитализм с человеческим лицом. Пишу этот текст, сидя в кресле "Малькольм" за письменным столом "Мальм".