Когда был там - не знал, когда узнал - уже не был", - делится воспоминаниями о членстве в комсомоле Михаил Ходорковский на своей странице в Facebook.
"Впрочем даже секретарем райкома побыть не довелось. Вопреки легендам. Так что впечатление того, кто вступил накануне 60-летия. Защищать не стану, но и правда многомернее.
В 1977 из 40 человек класса самой обычной московской школы на окраине в комсомол по-моему не взяли двоих - были на учете в милиции (впрочем, потом приняли). Те, кто сегодня рассказывает про "невступление" или родились позже или уж совсем отмороженные или из таких семей, что хотели и могли себе позволить повыеживаться.
Я - нет. Да и чего бы? Родители на заводе "Калибр". Я "на продленке". Коллектив. Интересно... Устав учить - занудно. Политинформацию - смешно, но как сейчас понимаю - полезно. Именно тогда понял, как читать и как анализировать прочитанное на эзоповом языке.
Походы, вечеринки - все как у всех.
Институтский комсомол - настенная газета. Первый опыт "СМИ". Весело! Стройотряды - "боец", "бригадир" (не смейтесь - бандюки тоже в комсомоле были). Разжалование (приползли с бригадой на общее построение по-пластунски, напились так, что идти не могли, но "долг зовет"). "Картошка", БАМ, медалька "За доблестный труд"...
Первая жена, сын (ему уже четвертый десяток и двое своих очаровашек - хи-хи).
Знакомство с той, с кем прошли уже 30 лет, кто дождался и терпит меня сейчас. Это все комсомол.
"Фонд молодежной инициативы", вопрос парторга Епишкина: "Ты хочешь быть секретарем или заниматься своими хозрасчетными штучками?". Мой дрожащий голос: "Хозрасчетными штучками" и его удивленное пожатие плечами, в первый раз рассекшее мою жизнь на "до и после".