"25 мая 1843 года, дневники знаменитого цензора Никитенко: "Важную роль в русской жизни играют государственное воровство и так называемые злоупотребления: это наша оппозиция на протест против неограниченного своевластия. Власть думает, что для нее нет невозможного, что ее воля нигде не встречает сопротивления; между тем ни одно ее предписание не исполняется так, как она хочет. Исполнители притворяются в раболепной готовности все сделать, что от них потребуют, а на самом деле ничего не делают так, как от них требуют".
Это классическая, учебная характеристика огосударствленной экономики "по поручениям", с крайней централизацией решений. По индексу восприятия коррупции мы находимся на 134 месте в мире (чем выше, тем хуже).
30 декабря 1830 года. "Нам пришлось удостовериться в горькой истине, что на земле русской нет и тени законности. Умы более и более развращаются, видя, как нарушаются законы теми самыми, которые их составляют, как быстро одни законы сменяются другими и т.д. В образованной части общества все сильнее возникает дух противодействия, который тем хуже, чем он сокровеннее: это червь, подтачивающий дерево... Да сохранит господь Россию!"
Это можно цитировать в учебниках, описывающих то, что нынче холодно называется "избыточное административное бремя" и "неравенство правоприменения".
Снова и снова, круг большой, со многими людьми, которые в разное время, при разных обстоятельствах говорят одно и то же: да сохранит господь огромную, древнюю страну от ошибочности, от ловушек, которые, кажется, всегда одни и те же".