"Однако, как говорил один бюрократический златоуст: "Не было никогда такого, и вот опять". Культ Сталина возродился из пепла при неосталинистской путинской системе. Такое ощущение, что наша страна не развивается, а носится по кругу, вновь и вновь возвращаясь к казалось бы навсегда отринутому прошлому. Это происходит в том числе и потому, что наши "мастера культуры" периодически помогают различным российским властям навязывать обществу те или иные формы духовного рабства.
Как известно, "поэт в России больше, чем поэт". Некоторые русские писатели были практически канонизированы, а их книги стали играть роль священных. Каждая эпоха формировала свой сакральный литературный ряд. Официальный советский пантеон возглавляли Горький ("великий пролетарский писатель") и Маяковский ("лучший, талантливейший поэт нашей эпохи"). В 60-е -70-е годы сформировался альтернативный антисоветский литературный канон, в котором роль "главного писателя" занял Солженицын, а первого поэта Бродский. Влияние этих авторов на общество было огромно. Их взгляды на мир во многом сформировали советское (в первом случае) и постсоветское (во втором) общество".
"Книги Горького во многом подготовили приход большевиков к власти (хотя он и протестовал против октябрьского переворота). Труды Солженицына содействовали краху советской системы и формированию путинизма. Горький живописал ужасы дикого капитализма в патриархальной стране. Солженицын рассказал миру об еще худшем аде советских лагерей. Книги Горького и Солженицына полны насилия, жестокости, убийств, истязаний. Только в первом случае все эти ужасы герои совершают из корыстных соображений или в силу изуверских традиций, а во втором - во имя коммунистического государства. Горький помог обществу возненавидеть "старый мир", в Солженицын сделал тоже с новым, советским.
Горький верил в то, что общество можно изменить на началах разума, а людей насильно перевоспитать. Он воспринимал большевиков как неких "прогрессоров", которые могут разрушить старый социум, основанный на корысти, лжи, насилии, и создать новый мир творчества и свободного труда. Однако оказалось, что вместо одной "тюрьмы народов" была построена другая, еще худшая. Его "прогрессоры" оказались "донами Рэбами", поведшими общество не вперед, а назад, к страшной сталинской восточной деспотии.
Солженицын прошел путь Горького в обратном направлении, но его ожидал такой же печальный финал. Он ниспроверг коммунистическую религию, чтобы заменить ее православием и традиционализмом. Эти взгляды Солженицына оказали большое влияние на формирование путинизма - реакционной идеологии, направленной на возрождение клерикализма, великорусского национализма, ксенофобии, культурной архаики.
Путинский режим параллельно с идейным наследием империи Романовых возродил и многие советские практики. В конечном итоге Путин сделал то, на что не решился даже Брежнев. Он фактически реабилитировал Сталина, со зловещей тенью которого Солженицын боролся всю жизнь. Книги и идеи писателя оказались на службе у неосталинистской системы, абсолютно противоположной его первоначальным стремлениям (примерно то же при большевиках произошло и с Горьким)".
"Россия будет вечно идти по очерченному Сталиным кругу, если не освободится от своих "идейных скреп", сакральных мифов и традиций (будь то дореволюционные, советские или путинские). Только скепсис и ирония по отношению к государству, его "святыням" и "авторитетам", религии и истории, "вождям" и "главным писателям" может защитить духовную свободу личности, без которой невозможно свободное общество".