"Начнем с православия. Да, допустим, в каком-то лохматом году в самом деле "крестили Русь". Давеча – в 2016, если точнее – в Москве на Красной площади даже и памятник поставили этому самому князю Владимиру-"крестителю" (натурально, с огромадным крестом в руках). Однако – стоп! Князь-то был какой? Неужто московский?
Нет, князь был киевский (уже как-то стремно – почему памятник киевскому князю поставили в Москве?). И крестил он, как мы знаем из школьных учебников, не вообще "Русь", а Киевскую Русь. Нам, правда, в школах потом "разъясняли", что, дескать, Русь Киевская и Русь «вообще» - это типа одно и то же... Но такая постановка вопроса могла проканать раньше, когда Киев и Москва были в одном государстве, а киевская православная церковь считалась филиалом МП РПЦ. Тогда в самом деле – какая разница, с какого, типа, конца одного в итоге государства с одной как бы нацией пошел процесс?
Не то сейчас. И Киев теперь в самостоятельном независимом государстве, и церковь там хоть и православная, но своя, и, того гляди, и патриарх будет свой. Так кого ж крестил Вольдемар-креститель? Напрашивается идея протянуть прямую линию преемственности к нынешней Украине – вот ее, получается, князь и крестил. А украинская ПЦ, стало быть – прямая наследница от ТЕХ верующих православных. Все это логично, остается просто это дооформить...
И, собственно, все. А причем здесь тогда то, что севернее и восточнее по карте? Просто по хронологии выходит, что московская, она же русская, церковь возникла позже, то есть новорожденная УПЦ внезапно оказывается СТАРШЕ, причем, опять же по логике, именно от нее-то и пришло православие на Русь! С Киевской Руси на Московскую... Неизбежная логика ведет нас к тому, что "Русей" было две, причем история второй (нашей) автоматически ужимается, так как прежде она просто "вытягивалась", как бы поглощая в себя Киевскую Русь!
Более того – там ведь еще начинаются довольно постыдные "непонятки" с томосом уже собственно Московской патриархии! Его если и дали, то где-то в 15 веке (а может, его и вовсе не было). То есть старшинство Украинской ПЦ еще более углубляется (ибо как киевский Владимир крестил своих киевско-русян – известно и описано в летописях, признаваемых НАМИ; а вот кто и когда крестил московитов – бог весть).
Беда в том, что внезапный переход от Киевской Руси к Московской всегда был "слабым местом" всей исторической парадигмы нашего государства – было на самом деле непонятно, как эти протогосударства этак лихо переходили одно в другое (особенно учитывая, что собственно "присоединение Украины" происходило аж в 17 веке). Здесь всегда был кое-как задрапированный шов, "точка слома". И вот теперь на этом месте и рвется. "Хвост" древней Киевской Руси отделяется от нас и прилепляется к государству со столицей в Киеве, русская история укорачивается как минимум до "даты основания Москвы" (все помнят лужковские еще празднования "850-летия"?), православный русский патриарх внезапно оказывается "младшим" по отношению к киевской церкви (не говоря уж о константинопольской).
Для завершения элегантной комбинации Украине остается сделать один небольшой шаг (и он, скорее всего, уже делается, поскольку напрашивается): надо только доказать некое родство, а то и преемственность церковно-славянского и украинского. Это уже будет шах и мат: вся наша Русь с ее православием и патриархами отбрасывается в полную вторичность. Возникла позже, православие приняла позже, пыталась "подавлять" истинную православную церковь в Киеве – но ничего не вышло.
И вообще, вопрос, какому из государств больше подходит название "Русь"; если отталкиваться от хронологии – то опять же точно не нашему.
Что с этим можно сделать? Да ничего нельзя. Потому что основная проблема – в исходных данных, в жесткой завязке национальности основной массы населения (русские) на вероисповедание (православные). "Русский – значит, православный!" В итоге получается, что когда из исторической колоды изящным движением выдергивают "православную" карту – осыпается и вся национальная история.
Любопытно, что в среде профрусских (которые, видать, если не умищем, то пятой точкой что-то чувствовали) весьма распространено стремление как-то оттолкнуться от православия: там постоянно какие-то попытки "возродить веру предков" в виде язычества, всякого там Перуна и Даждьбога, а наиболее известный "руссо националисто" Крылов, как известно, и вовсе зороастриец.
Как бы то ни было, к новой, сокращенной истории Руси придется привыкать".