"Это понятное и неглупое, в общем-то, желание. И всегда лучше, когда ребенок сначала получает красный диплом сантехника, а уже потом становится солистом панк-группы "Вопящие трубы" — я, например, очень благодарен родителям, что они слегка поднажали, когда я сказал, что институт не волк, в лес не убежит.
Но во всем нужно знать меру. Если у вашего близкого человека есть сверхценная идея, и у вас не получается его отговорить — все, что вы можете и, в общем-то, должны, если речь идет о ребенке, это заткнуться и помочь. Даже если вам кажется, что это ошибка. Даже если вы уверены, что от жестокого мира прилетит ответка. Даже если вы знаете, что это пустая трата времени.
Заткнуться и помочь это крест близкого человека, потому что никто больше не может этого сделать. Носитель сверхценной идеи все равно сделает, что хочет, но если вы его бросите, он сделает это один, и ему будет тяжелее и хуже. Мир все равно ему ответит, если сочтет нужным, но без вас близкий человек будет один наедине с миром, а это совсем уж неприятно.
И даже если вы каким-то чудом задавите эту идею — ну, счастья никому это тоже не принесет, потому что теперь у вашего близкого человека внутри будет огромная дыра, которая вряд ли когда-нибудь закроется.
Отнимать ничего нельзя, можно только добавлять — и если вам повезет, что вряд ли, то он в какой-то момент переключится на что-то другое, менее травмоопасное, или, что куда вероятнее, получит от мира фидбек и уползет в нору зализывать раны, зная, что мир жесток, но в нем есть люди, которые любят и поддерживают в любой ситуации.
Ваша главная цель не столько уберечь детей от ошибок — от некоторых ошибок нельзя уберечь, ну и я бы не переоценивал ценность полученного нами опыта — а поймать и обнять их, когда они ошибутся и упадут. Вы не мудрый предводитель, который знает, куда идти, а страховочная сетка, и вас никто не заменит в этом качестве, тогда как в мудрых предводителях особого недостатка нет.
Немного обидно, что от нас близким людям нужен не наш опыт и не наш безусловно высокий интеллект, но так уж устроено. И да, не исключено, что через много лет ребенок скажет вам: "Почему ты мне не запретил или почему ты мне не помешал, ведь ты видел, что я ошибаюсь?".
И это неприятно. Но это гораздо лучше, чем "Почему ты разрушил мои мечты?" и "Почему ты не дал мне стать тем, кто я есть". Потому что в первом случае вы можете сказать: "Потому что я тебя люблю и хочу, чтобы ты был свободен", а во втором: "Потому что я за тебя боялся".
Но никто никогда не хотел, чтобы за него боялись".