"Я, наученный опытом блогерства, никак не прокомментировал сообщения о якобы смерти Гурбангулы Бердымухамедова. Есть в мире такой диктатор, который, пожалуй, погаже Ким Чен Ына. Хотя - без ракет. Но Киму III приходится оглядываться на материковый Китай. И учитывать то, что есть молодой претендент в Кимы IV... А диктатор Туркмении, если на что и оглядывается, то разве только на свой клан. Которому вряд ли нужно что-то, кроме денег и привольной жизни. Каковой остальные жители этого странного постсовкового государства лишены.
Так вот, он якобы умер. Или - не умер. Или - при смерти его мать. Или - нет, а просто происходят некий вброс сообщений... Так вот, народ, это непонятно. И непонятно будет. Дело в том, что почти любой диктатор (а уж при тоталитарном режиме - тем более) расчеловечивается.
Мы видим Трампа - и понимаем, что это он самый и есть. Мы видим Бориса Джонсона, слегка неуклюже кланяющегося Королеве - и понимаем, что это именно они. А вот дату смерти Сталина - не знаем. Да-да. конечно, есть 5 марта 1953 года. Но это - дата, когда Анна Ахматова отпраздновала смерть своего мучителя. И далеко не только она. А вот за то, что он умер не 5 марта, говорит достаточно много фактов. (Никто не пишет об анализах мочи живого полубога).
Мы не знаем, когда умер Чавес. Мы не знаем, почему 9,5 лет назад дикторы тегеранского ТВ оделись в траур - пошли слухи, что рахбар Хаманеи мертв. (А он жив и по сей день!)
Есть и более экзотические гипотезы. Например, что операция "Валькирия" была удачной, но Гитлера быстро заменили двойником. Ну, а слухи про двойников одного лидера северной державы все, наверное, в курсе, можно не повторять.
К чему все это? А к тому, что закрытая от людей власть с попытками самосакрализации - это непременно расчеловеченные правители. О которых на самом деле неизвестно ровным счетом ничего. Каковы они на самом деле, вне телекамер? Слухи, только слухи. Живы ли? Мертвы ли? Когда померли и по какой причине? Потом все это выясняется - да и то не всегда.
Правители Шредингера.
На самом деле, очень незавидная судьба. Ни жить толком, ни умереть - и, как правило, оставить тонны проклятий в свой адрес. Так что этот самый Гурбангулы - то ли есть, то ли нет, возможно, умер, возможно, жив. То ли в чем-то правдивы его биографы, то ли верны слухи, и он - бастард Ниязова. Если он и в самом деле умер, то все равно дату смерти установит "ближний круг". Когда сторгуется и договорится промеж собой - не раньше.
А вот что дальше... Есть мнение, что все безнадежно. Но ведь в соседнем Узбекистане после смерти Каримова и отстранения его клана все тоже казалось безнадежным - ан нет, пошла кое-какая демократизация. Но предсказать что-то наверняка практически невозможно".