"Да, шапка дыма из трубы - это знак другим "Я иду", "Я ухожу" или просто "Внимание". Да, коптящая труба может быть признаком нездоровья ходовой части корабля. В нашем случае нельзя исключать ни первое, ни второе, ни третье - это когда и сигнал, и нездоровье. Но теперь, когда некий чин главкомата ВМФ добродушно прокомментировал "шапку с шиком", склоняюсь к мысли, что имело место "удальство кочегаров". И разыгрались "черти" не с молчаливого согласия начальства, а с его полного одобрения. Ведь швырнуть копоть в физию старушки Европы - это так по-нынешнему. Можно сказать, в русле новейшей отечественной дипломатии.
Что в сухом остатке. Огромное моральное удовлетворение команды, несмотря на адов труд по очистке палубы и надстройки от копоти, - дали Европе просраться! Это с одной стороны. С другой, менее видной и с мостика, а тем более из котельного отделения - это веселье европейцев, давно уже, еще с прошлого века, не видавших таких коптящих "дредноутов".
Им, обыкновенным зрителям, собравшимся на набережных по обе стороны Ла-Манша, и невдомек было, что эдаким макаром русские показывают свое превосходство над ними, проходят, оказывается, с шиком, как бы резвяся и шаля. По-хорошему помешанная на экологии, Европа расчихалась от такого "самовара" и замахала руками "Чур меня!" Кто ничего до этого не знал о российском ВМФ, теперь сохранит в своей памяти ассоциацию с чем-то мрачным, черным и страхолюдным. И уж никак не симпатичным, грациозным, несущим свет и добро.
Но нам ведь этого и не надо. Нам надо, чтобы нас боялись. И в этом смысле "Кузнецов" свою миссию в Ла-Манше выполнил успешно. Напустил страху. Только, думаю, это не страх перед военно-морской мощью. А испуг человека при встрече с чумазой личностью. Как бы не испачкаться".